Минфин и ФНС рассмотрят снижение налоговой нагрузки для крупного ресторанного бизнеса

По информации РБК, Минфин России совместно с Федеральной налоговой службой прорабатывает возможность снижения налоговой нагрузки для крупных компаний общественного питания. По словам источников издания, ведомства оценивают целесообразность корректировки налогообложения, в том числе снижения ставки налога на добавленную стоимость (НДС), но без права на вычет. С подобной инициативой к Минфину обратились представители бизнеса. Налоговый консультант TС Анастасия Аржанова в материале РБК прокомментировала возможные изменения.

Эксперт отмечает, что рассматриваемая Минфином инициатива обсуждалась бизнес-сообществом на протяжении всего прошлого года. Такие пожелания компаний небезосновательны. 

Во-первых, как только оборот компании увеличивается, она утрачивает право на применение налоговых льгот, что приводит к значительному росту налоговой нагрузки: налоги на ФОТ возрастают с 15% до 30%, возникает обязанность по уплате НДС в размере 20%. В настоящее время у крупных компаний в сфере общественного питания, оборот которых составляет более 2 млрд рублей, нет существенных конкурентных преимуществ, которые позволяли бы выдерживать существенную дополнительную налоговую нагрузку в сравнении со средними компаниями, освобожденными от НДС, поскольку такие крупные компании несут налоговую нагрузку в 2 раза большую, чем небольшие компании, и имеют существенные расходы на управление (бэк-офис).

Во-вторых, отрасль общественного питания является так называемой «человекоемкой» отраслью, где расходы бизнеса сильно зависят от численности персонала. Данное обстоятельство в том числе не позволяет отрасли достичь «эффекта масштаба», который достигается в промышленном производстве. В частности, если в промышленной отрасли за счет конвейерного производства возможно достичь экономии по себестоимости продукции в 2-3 раза, то в ресторанном бизнесе такую экономию получить невозможно. Специфика ресторанного бизнеса не предполагает полной автоматизации процесса и всегда требует вовлечения большого числа персонала (например, повар, кассир, сборщик заказов).

Фактически это приводит к тому, что при увеличении выручки более чем на 2 млрд прибыль не увеличивается в таких же масштабах. При этом объем уплачиваемых налогов отличается более чем в 2 раза.

В связи с этим существующие параметры налоговой льготы для общепита: 

  • Не дают возможности развития уже существующим крупным компаниям, оборот которых составляет более 2 млрд рублей.
  • Не позволяют стать крупными компаниями состоявшимся игрокам рынка. 
  • Приводят к тому, что ряд крупных сетевых компаний входят в сегмент МСП за счет дробления бизнеса на несколько отдельных юридических лиц.
  • Являются существенным ограничением для роста — многие сети общепита в связи с высокими темпами инфляции в ближайшее время столкнутся с тем, что перейдут порог выручки в размере 2 млрд рублей.

Корректировка условий применения налоговой льготы по НДС в части увеличения суммы доходов станет существенной поддержкой для всей отрасли в целом и снизит риск развития сценария, связанного с искусственным «дроблением» крупных компаний для целей использования налоговых льгот.

Команда Tax Compliance продолжит следить за развитием ситуации. 


Подпишитесь на наш Telegram-канал