Налоговые риски автодилеров при предоставлении скидок покупателю

Обыкновенная, на первый взгляд, маркетинговая активность автодилеров может повлечь неприятные налоговые последствия. Судебную практику на сегодняшний день формирует ряд ключевых кейсов, в частности дела ООО «Динамика Сыктывкар», ООО «Саранскмоторс+», АО «Кавказ-Лада».


Фактические обстоятельства

  • Дилеры закупали автомобили у производителей, а затем продавали их в розницу конечным покупателям. Автопроизводители выплачивали дилерам премии за то, чтобы дилеры продавали автомобили со скидкой, что было предусмотрено дилерским договором. Так автопроизводители стремились увеличить закупки своего товара дилерами.
  • Размер премий напрямую зависел от суммы скидок, предоставляемых конечному покупателю.
  • НДС дилеры уплачивали с фактической цены проданного автомобиля, в которую не включали премию, полученную от автопроизводителя.

Претензии Налоговых органов

  • Премии должны квалифицироваться как компенсации дилеру его недополученного из-за предоставления скидок дохода. Следовательно, на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ с премий необходимо уплачивать НДС.

Выводы судов

  • Премии связаны с оплатой проданных дилерами автомобилей и необходимы для компенсации недополученных доходов.
  • То, что премии формально не уменьшали стоимость уже поставленных дилерам автомобилей, не опровергает компенсационного характера премий.
  • Следовательно, с премий необходимо уплачивать НДС в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Дальнейшее развитие вопроса

В недавнем письме ФНС России от 25.04.2022 № СД-4-3/5016@ отражена официальная позиция налоговых органов по этому вопросу, которая ранее была высказана Минфином России (письмо от 13.10.2020 № 03-07-15/89774). Согласно предложенному подходу, с премий уплачивается НДС, если из договора следует, что премии связаны с оплатой реализованных дилером автомобилей. С премий, направленных на поддержание экономического интереса дилера в увеличении закупки новых автомобилей, не уплачивается НДС даже тогда, когда размер премии зависит от скидки, предоставляемой конечному покупателю. Такая зависимость может говорить лишь о способе оценки экономического интерес дилера увеличить закупки автомобилей.

В копилку аргументов в пользу данной позиции было добавлено толкование п. 2.1 ст. 154 НК РФ, который не предусматривает увеличение налоговой базы по НДС у покупателя (дилера) на сумму полученных им премий.


Выводы Tax Compliance

Наш опыт показывает, что налоговые органы все чаще выявляют нарушения, касающиеся налогообложения бонусов и премий, что влечет негативные налоговые последствия для налогоплательщиков.

Более благосклонная для бизнеса позиция ФНС России по сравнению с актуальной судебной практикой – большой подарок. Однако необходимо грамотно ей пользоваться не только на стадии согласования условий в договоре, но и при досудебном урегулировании налоговых споров. При неправильном подходе премия, связанная, на первый взгляд, с «поддержанием экономического интереса у дилера в увеличении закупки», может быть квалифицирована в качестве «оплаты реализованных дилером автомобилей».



Подпишитесь на наш Telegram-канал