Налоговые риски автодилеров при предоставлении скидок покупателю

Налоговые риски автодилеров при предоставлении скидок покупателю

Обыкновенная, на первый взгляд, маркетинговая активность автодилеров может повлечь неприятные налоговые последствия. Судебную практику на сегодняшний день формирует ряд ключевых кейсов, в частности дела ООО «Динамика Сыктывкар», ООО «Саранскмоторс+», АО «Кавказ-Лада».


Фактические обстоятельства

  • Дилеры закупали автомобили у производителей, а затем продавали их в розницу конечным покупателям. Автопроизводители выплачивали дилерам премии за то, чтобы дилеры продавали автомобили со скидкой, что было предусмотрено дилерским договором. Так автопроизводители стремились увеличить закупки своего товара дилерами.
  • Размер премий напрямую зависел от суммы скидок, предоставляемых конечному покупателю.
  • НДС дилеры уплачивали с фактической цены проданного автомобиля, в которую не включали премию, полученную от автопроизводителя.

Претензии Налоговых органов

  • Премии должны квалифицироваться как компенсации дилеру его недополученного из-за предоставления скидок дохода. Следовательно, на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ с премий необходимо уплачивать НДС.

Выводы судов

  • Премии связаны с оплатой проданных дилерами автомобилей и необходимы для компенсации недополученных доходов.
  • То, что премии формально не уменьшали стоимость уже поставленных дилерам автомобилей, не опровергает компенсационного характера премий.
  • Следовательно, с премий необходимо уплачивать НДС в силу пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Дальнейшее развитие вопроса

В недавнем письме ФНС России от 25.04.2022 № СД-4-3/5016@ отражена официальная позиция налоговых органов по этому вопросу, которая ранее была высказана Минфином России (письмо от 13.10.2020 № 03-07-15/89774). Согласно предложенному подходу, с премий уплачивается НДС, если из договора следует, что премии связаны с оплатой реализованных дилером автомобилей. С премий, направленных на поддержание экономического интереса дилера в увеличении закупки новых автомобилей, не уплачивается НДС даже тогда, когда размер премии зависит от скидки, предоставляемой конечному покупателю. Такая зависимость может говорить лишь о способе оценки экономического интерес дилера увеличить закупки автомобилей.

В копилку аргументов в пользу данной позиции было добавлено толкование п. 2.1 ст. 154 НК РФ, который не предусматривает увеличение налоговой базы по НДС у покупателя (дилера) на сумму полученных им премий.


Выводы Tax Compliance

Наш опыт показывает, что налоговые органы все чаще выявляют нарушения, касающиеся налогообложения бонусов и премий, что влечет негативные налоговые последствия для налогоплательщиков.

Более благосклонная для бизнеса позиция ФНС России по сравнению с актуальной судебной практикой – большой подарок. Однако необходимо грамотно ей пользоваться не только на стадии согласования условий в договоре, но и при досудебном урегулировании налоговых споров. При неправильном подходе премия, связанная, на первый взгляд, с «поддержанием экономического интереса у дилера в увеличении закупки», может быть квалифицирована в качестве «оплаты реализованных дилером автомобилей».