Проблемы судебной практики о привлечении к субсидиарной ответственности по заявлению налогового органа

Проблемы судебной практики о привлечении к субсидиарной ответственности по заявлению налогового органа

Налоговый консультант Tax Compliance Екатерина Копылова в газете «ЭЖ-Юрист» разбирает актуальные вопросы, связанные с привлечением контролирующих должника лиц (КДЛ) к субсидиарной ответственности по требованию налогового органа.

В 2017 году Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон) был дополнен положениями, устанавливающими ряд презумпций, в том числе в отношении причинно-следственной связи между действиями КДЛ и банкротством компании в случае, если требования налогового органа составляют более 50% всех требований кредиторов 3-й очереди (пп. 3 п. 2 ст. 61.11 Закона). Кроме того, налоговые органы получили право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве (ст. 61.19 Закона).

После этого институт субсидиарной ответственности стал активно развиваться на практике, что закономерно вызывает живой интерес и беспокойство у бизнеса и его владельцев.

Число удовлетворенных заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности с каждым годом увеличивается (в 2021 г. – 3 356, в 2022 г. – 3 985, за 6 мес. 2023 г. – 1 949). [1]

В этом году ФНС России запустило новый сервис «Реестр субсидиарных ответчиков», аккумулирующий информацию о привлеченных к субсидиарной ответственности лицах, по делам о банкротстве, где налоговая служба участвует в качестве кредитора.

Кроме того, кассационные жалобы привлеченных к субсидиарной ответственности КДЛ довольно часто передавались для рассмотрения СКЭС ВС РФ, а Конституционный суд РФ принял несколько соответствующих постановлений и определений, породивших широкое обсуждение среди профессионального сообщества.

Анализ судебных решений показывает увеличивающуюся значимость такого инструмента как привлечение к субсидиарной ответственности. Это может быть объяснено его высокой эффективностью и особенностями доказывания, связанными с действием установленных Законом о банкротстве презумпций.

При этом, на практике часто возникают вопросы, связанные с:

  • Конкуренцией требований о привлечении к субсидиарной ответственности и о возмещении ущерба, причиненного преступлением;
  • Включением налогового штрафа в размер субсидиарной ответственности КДЛ;
  • Необходимостью учета поведения конкретного лица при определении размера субсидиарной ответственности;
  • Перспективами снижения размера субсидиарной ответственности, преимущественно сформированной за счет налоговой задолженности, на стадии банкротства;
  • Процессуальными возможностями КДЛ для участия в налоговом споре и судебной защиты своих прав.

В статье налоговый консультант Tax Compliance Екатерина Копылова выделяет ряд практических проблем и вопросов на основе интересных судебных споров. Полный текст статьи доступен по ссылке

***

[1]  Сводные статистические сведения Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.