Промо-акции. Передача алкогольной промо-продукции. Акциз?

Промо-акции. Передача алкогольной промо-продукции. Акциз?

В рамках проведения маркетинговых мероприятий бизнес преследует различные цели. Одна из них – повышение узнаваемости отдельных товаров и привлечение к нему внимания клиентов. Распространенной является ситуация, при которой производители алкогольной продукции бесплатно передают покупателям товар в целях стимулирования дополнительного спроса (например, при покупке двух банок пива, третья – в подарок).

На первый взгляд, рассматриваемая ситуация не сопряжена с налоговыми рисками. Однако, на практике, возникает вопрос – будет ли операция по передаче промо-товара признаваться объектом налогообложения акцизом? Давайте разберемся.

Объектом налогообложения акцизом являются[1] операции по реализации подакцизных товаров[2]. При этом безвозмездная передача прав собственности на подакцизные товары приравнивается к реализации подакцизных товаров.

Казалось бы, из вышеизложенного может следовать однозначный ответ на вопрос относительно необходимости признания объектом налогообложения акцизом операции по передаче алкогольной промо-продукции. Однако, на практике, существуют некоторые аспекты, не позволяющие делать такие однозначные выводы, например:

  • Возможно ли квалифицировать промо-продукцию в качестве товара для целей статей 38 и 39 НК РФ. Можно предположить, что промо-продукция не отвечает соответствующим характеристикам, поскольку фактически она не предназначена для реализации в качестве отдельного товара (т.е. не может быть продана вне рекламной акции);
  • Возможно ли квалифицировать операцию по передаче промо-продукции в качестве реализации для целей статьи 39 НК РФ. Можно предположить, что такая операция не будет отвечать критериям «реализации», поскольку ее целью будет реклама и привлечение внимания потребителей, а не передача права собственности на товар.

Вместе с тем, вышеприведенный подход на данный момент не находит поддержки со стороны Минфина России[3] и ФНС России[4]. Указанные ведомства полагают, что при проведении промо-акции налогоплательщик фактически осуществляет передачу прав собственности на подакцизный товар неопределенному кругу лиц, участвующих в промо-акции. Как следствие, согласно правовой позиции Минфина России и ФНС России, операция по передаче промо-товара (алкогольная продукция) признается объектом налогообложения акцизом[5].


Учитывая вышеизложенное, полагаем, что в целях избежания спорных ситуаций бизнесу при планировании своей деятельности следует принимать во внимание вышеуказанную позицию контролирующих органов относительно порядка налогообложения операций по передаче промо-товаров (алкогольной продукции).

_________________________________

[1] Пункт 1 статьи 182 НК РФ
[2] Например, (1) алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента; (2) пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно; признаются подакцизными товарами в соответствии с пунктом 1 статьи 181 НК РФ
[3] Приведенная правовая позиция изложена в Письме от 26.03.2014 N 03-07-15/13255
[4] Приведенная правовая позиция изложена в Письмах от 15 апреля 2014 г. N ГД-4-3/7123@, от 15.04.2019 N СД-4-3/7052@
[5] Приведенная правовая позиция также подтверждается в судебной практике (см. например, дело А40-14888/14).