Изменение порядка налогообложения электронных услуг

Изменение порядка налогообложения электронных услуг

С 1 января 2019 г., по общему правилу, иностранные организации, оказывающие электронные услуги[1] на территории России, были обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать НДС.

30 марта 2022 г. ФНС России выпустила письмо №СД-4-3/3807@ (далее – «Письмо»). Указанным Письмом ФНС России сообщила, что: (1) введенные в отношении России санкции создают для иностранных организаций, оказывающих электронные услуги, сложности при перечислении денежных средств со счетов иностранных банков с целью уплаты НДС; (2) российским организациям и ИП, которые приобретают электронные услуги у иностранных организаций, рекомендуется самостоятельно исчислять, удерживать и уплачивать НДС в бюджет.

5 июля 2022 г. в третьем чтении Государственная Дума приняла законопроект №136059-8 (далее – «Законопроект»). Применительно к порядку исчисления и уплаты НДС по электронным услугам, оказываемым иностранными организациями, Законопроект предусматривает, в том числе следующее:

  • В отношении электронных услуг, оказываемых в адрес физических лиц. За иностранными организациями, по общему правилу, сохраняется обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет;
  • В отношении электронных услуг, оказываемых в адрес российских компаний и ИП. По общему правилу, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет возлагается на такие российские компании и ИП, которые будут выступать в роли налоговых агентов.

Кроме того, Законопроектом предлагается признать утратившим силу пункт 2.1 статьи 171 НК РФ, который в настоящее время позволяет налогоплательщикам претендовать на применение вычетов по НДС, предъявленных при приобретении электронных услуг у иностранной организации, состоящей на учете в российском налоговом органе.

Изменения, предлагаемые Законопроектом, должны вступить в силу по истечении одного месяца со дня принятия Законопроекта[2], но не ранее 1-го числа очередного налогового периода.

По состоянию на 11 июля Законопроект находился на рассмотрении в Совете Федерации.


Что это значит для бизнеса?

Законопроект фактически возвращает правое регулирование порядка налогообложения электронных услуг, действовавшее до 2019 г. При этом, на практике, российские компании, начиная с марта текущего года, были вынуждены самостоятельно выполнять обязанности налогового агента, руководствуясь положениями Письма.

Полагаем, что в случае принятия Законопроекта бизнесу следует рассмотреть возможность внести необходимые изменения в порядок документооборота и проинформировать своих иностранных контрагентов о нововведениях (применительно к налогообложению электронных услуг). 

Команда Tax Compliance продолжит следить за Законопроектом и его влиянием на бизнес.

________________________________

[1] Услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ

[2] Официального опубликования