Расширение налоговых льгот для ИТ-компаний. Обещали? Сделали!

Расширение налоговых льгот для ИТ-компаний. Обещали? Сделали!

Что произошло?

14 июля 2022 г. Президент РФ подписал Федеральный закон №321-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – «Закон»). Закон расширяет круг ИТ-компаний, которые смогут претендовать на налоговые льготы, а также вводит новые преференции для ИТ-бизнеса, в частности:

  • Ускоренная амортизация[1]

    Закон разрешает применение повышающего коэффициента амортизации (не более 3) для:
  • амортизируемых основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
  • исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных из единого реестра российских программ.

Изменения вступят в силу с 1 января 2023 г.

Что это значит на практике? Расходы на приобретение вышеуказанных активов можно будет быстрее признавать для целей налогообложения прибыли.   

  • Льготы для ИТ-компаний по налогу на прибыль и страховым взносам[2]

Расширение круга получателей льгот 

Закон расширяет круг видов деятельности, доходы от которых будут признаваться в качестве «ИТ-выручки» для целей применения льгот. В частности, к таким доходам будут относиться: (1) доходы от оказания образовательных услуг; (2) доходы от предоставления доступа к различному контенту (например, фильмы и музыка); (3) доходы от продажи онлайн-рекламы; (4) доходы от реализации разработанных программно-аппаратных комплексов и т.д. 

Ограничения по видам деятельности

Закон прямо закрепляет виды деятельности, доходы от которых не будут учитываться для целей применения льгот. Например: (1) оказание услуг такси; (2) оказание услуг по доставке товаров; (3) оказание финансовых услуг; (4) предоставление возможности участвовать в организованных торгах; (4) оказание услуг, связанных с совершением сделок с недвижимостью и т.д.. 

Позицию в отношении вышеприведенных ограничений четко обозначил Сазанов А.В. заместитель Министра финансов РФ – "В целом все эти поправки направлены на то, чтобы обеспечить сбалансированный подход между развитием IT-индустрии и доходами субъектов РФ, чтобы какие-то отдельные организации, которые сейчас уже высокомаржинальны, не получили дополнительных преференций в виде льгот по налогу на прибыль и страховым взносам. Поправки направлены на то, чтобы такие организации, как IT-подразделения банков, отдельные высокорентабельные компании, такие как "Яндекс.Такси" или "Яндекс.Доставка" и прочие службы такси и доставки еды, чтобы они не могли применять льготы по налогу на прибыль и по страховым взносам, потому что маржинальность этих бизнесов достаточно высокая".

Смягчение критериев для получения льгот

Для получения льгот[3] ИТ-компания должна будет соответствовать следующим условиям: (1) наличие аккредитации; (2) доля доходов от ИТ-деятельности – не менее 70% (ранее было 90%). Требование по количеству сотрудников отменено (ранее был закреплен порог – не менее 7 человек). 

Кто не сможет претендовать на льготы? 

Закон предусматривает, что льготы не смогут применять: (1) компании, которые были созданы в результате реорганизации после 1 июля 2022 г.; (2) компании, в которых доля участия государства превышает 50%.


Что это значит для бизнеса?

Принятие Закона свидетельствует о сохранении тренда на поддержку ИТ-индустрии со стороны государства. Вместе с тем, отдельные положения создают почву для размышлений, например: 

  • Законом исключается возможность применения 3%-ной ставки по налогу на прибыль (текущая редакция НК РФ предполагает, что такая ставка будет применяться после 2024 г.). 
  • Ограничение на возможность применения льгот компаниями, которые будут созданы в результате реорганизации после 1 июля 2022 г.; полагаем, что такая формулировка в перспективе может создать основу для возникновения споров с налоговыми органами по вопросу о соответствии структуры Группы компаний (в которых в качестве отдельного юридического лица функционирует ИТ-компания) требованиям статьи 54.1 НК РФ.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что бизнесу следует оценить положения Закона на предмет их применимости к деятельности организации.

_________________________________

[1] Изменения внесены в пункт 2 статьи 259.3 НК РФ

[2] Изменения внесены в пункт 1.15 статьи 284 НК РФ и в статью 427 НК РФ

[3] По налогу на прибыль и страховым взносам