Мотивированное мнение в налоговом мониторинге: преимущества и опасности для налогоплательщика

Мотивированное мнение в налоговом мониторинге: преимущества и опасности для налогоплательщика

Управляющий партнер Tax Compliance Михаил Бегунов и старший налоговый консультант Tax Compliance Федор Петрик в статье журнала «Налоговая политика и практика» анализируют и разъясняют для налогоплательщика основные аспекты мотивированного мнения в налоговом мониторинге.

Одно из основных преимуществ налогового мониторинга – возможность получения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа. Мотивированное мнение – это разъяснение налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, а также правильности определения затрат участником соглашения о защите и поощрении капиталовложения [1, п. 1 ст. 105.30]. Оно может составляться как по инициативе налогового органа, если в процессе мониторинга он выявил какие-либо нарушения, так и по запросу налогоплательщика [1, п. 2 ст. 105.30]. 

Формирование мотивированного мнения по инициативе налогового органа концептуально соответствует оформлению акта налоговой проверки, поскольку фактически это предложение налогоплательщику добровольно скорректировать свои налоговые обязательства без назначения штрафов и пеней. 

При выявлении некорректного исчисления, а также неполой или несвоевременной уплаты налогов, сборов, страховых взносов в рамках налогового мониторинга налоговый орган в течение 10 дней направляет налогоплательщику уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения [1, п. 2.1 ст. 105.29]. В уведомлении описывается допущенное нарушение, приводятся подтверждающие факты и предложения по исправлению нарушений. Налогоплательщик вправе представить пояснения или уже на этом этапе до оформления мотивированного мнения исправить нарушения. Если налоговый орган не согласен с пояснениями налогоплательщика, он переходит к оформлению мотивированного мнения. 

Запрос о предоставлении мотивированного мнения по инициативе налогоплательщика может касаться как ранее совершенных операций (до 1 июля года, следующего за их совершением), так и планируемых в будущем. Запрос направляет по специальной форме с приложением сопутствующих документов. При этом налоговый орган в процессе подготовки мотивированного мнения вправе запросить дополнительные документы и информацию. В запросе налогоплательщиком приводятся следующие сведения:

  • детальное описание спорной сделки или операции, включая основные условия и реквизиты оформляющих ее документов;
  • информация о контрагентах;
  • методологическая позиция по спорному вопросу;
  • описание вопроса [1, п. 4.1 ст. 105.30].

Мотивированное мнения является обязательным для применения как налогоплательщиком, так и налоговым органом, в отличие от разъяснений Минфина России, которые имеют информационно-разъяснительный характер, то есть не являются обязательными для налогоплательщиков. Поэтому налогоплательщикам крайне важно внимательно подходить к формированию запроса о предоставлении мотивированного мнения, чтобы получить соответствующий ожиданиям результат. 

С 1 апреля 2024 г. налогоплательщикам предоставлено право отозвать запрос о предоставлении мотивированного мнения до момента его составления налоговым органом, а налоговому органу – оставить некорректный запрос без рассмотрения; при этом за налогоплательщиком сохранится право на повторный запрос в отношении тех же обстоятельств [2, подп. «б» п. 42 ст.1].

Работа с мотивированными мнениями является новым уровнем взаимодействия между налогоплательщиком и налоговым органом в рамках мероприятий налогового контроля. Подробнее о возможностях и работе с данным инструментом в статье по ссылке