Как определить, что проводится предпроверочный анализ

Как определить, что проводится предпроверочный анализ

В настоящее время в налоговом администрировании отмечается тренд на снижение количества выездных налоговых проверок при одновременном повышении их эффективности. При этом ФНС России рассматривает совершенствование методов побуждения налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств в качестве одного из ключевых направлений по созданию благоприятной налоговой среды[1].

Что это значит простыми словами? Выход на выездную налоговую проверку, на практике, рассматривается как крайняя мера. Поэтому налоговые органы делают акцент на урегулирование разногласий с налогоплательщиками в рамках предпроверочных мероприятий, побуждая их (при необходимости) уточнять свои налоговые обязательства в добровольном порядке. 

Приведенные выводы подтверждаются статистикой. По данным ФНС России, в 2016 г. только 5% налогоплательщиков были готовы добровольно уточнить свои налоговые обязательства на стадии проведения предпроверочного анализа. К 2021 г. этот показатель вырос до 52%. 

Учитывая вышеизложенное, бизнесу важно понимать:(1)когда проверяющие проводят в отношении компании предпроверочный анализ;(2)что делать в таком случае. 

 Предпроверочный анализ. Как это бывает?

Предпроверочный анализ–процедура, которая прямо не прописана в налоговом законодательстве. На практике, проведение в отношении налогоплательщика предпроверочного анализа сопровождается следующими основными мероприятиями:

  • Направление информационных писем.

Налоговый орган может направить компании информационное письмо, в котором уведомит ее о наличии рисковых областей (например, совершение сделок с «недобросовестными» контрагентами) и предложит провести самостоятельный анализ налоговых рисков в целях добровольной корректировки налоговых обязательств (если необходимо).

  • Направление требования.

Налоговый орган может направить компании требование о представлении документов (информации) по конкретной хозяйственной операции или по хозяйственным отношениям с отдельным контрагентом. В требовании также может быть указано на необходимость проведения самостоятельного анализа налоговых рисков и (при необходимости) добровольного уточнения налоговых обязательств.

  • Вызов на комиссию.

Налоговый орган может вызвать представителей компании для дачи пояснений и участия в «рабочем» совещании по вопросам налогообложения. На практике, в рамках таких встреч проверяющие уточняют отдельные вопросы осуществления предпринимательской деятельности, а также доносят до налогоплательщика (например, путем составления протокола рабочего совещания) свою позицию относительно возможности учета определенных операций в налоговых целях. 

 Что делать бизнесу?

На практике, бизнес не всегда занимает конструктивную позицию на стадии проведения предпроверочных мероприятий. Результатом такого подхода может являться, например:

  • Решение компании оспорить информационное письмо налогового органа или протокол «рабочего» совещания.

Вместе с тем, правоприменительная практика признает, что вышеуказанные документы носят информационный характер и не порождают для налогоплательщика никаких правовых последствий[2].

  • Непредставление мотивированной правовой позиции по вопросам, изложенным в протоколе «рабочего» совещания.

Налоговое законодательство прямо не предусматривает обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы правовую позицию по вопросам, изложенным в протоколах комиссий. Вместе с тем, подготовка такого документа позволяет разъяснить налоговому органу спорные вопросы учета отдельных операций. Пренебрегать этим не стоит. 

  • Отказ представителей компании участвовать во встречах с налоговыми органами.

Важно помнить, что такие действия могут повлечь административную ответственность в виде штрафа от 2 000 до 4 000 рублей. Кроме того, такой подход налогоплательщика сопряжен с риском того, что проверяющие будут более пристально исследовать деятельность компании.

  • Отказ компании представлять какие-либо документы (информацию) по требованию налогового органа.

Непредставление документов по требованию налогового органа–налоговое правонарушение, за которое установлена ответственность в виде штрафа. Отказываясь представлять в налоговый орган документы (информацию), налогоплательщик рискует не только столкнуться с штрафными санкциями, но и дает проверяющим повод для проведения в отношении компании дополнительных контрольных мероприятий. 

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что бизнесу следует рассматривать взаимодействие с налоговыми органами в рамках проведения предпроверочного анализа в качестве возможности донести до проверяющих позицию компании по учету отдельных хозяйственных операций и (при необходимости) скорректировать свои налоговые обязательства (при выявлении ошибок) без проведения выездной налоговой проверки. 

_________________________________

[1]Согласно Публичной декларации целей и задач ФНС России на 2022 г.

[2]Приведенная правовая позиция была изложена, например в делах А51-1979/2022 и А41-394/2019