Как понять, что бизнес из сферы ритейла ожидает налоговая проверка?

Как понять, что бизнес из сферы ритейла ожидает налоговая проверка?

При этом исследования маркетинговой компании Criteo в 2020 году показали, что 70% россиян скучают по офлайн-магазинам. Независимо от формы торговли, ФНС лишь усиливает контроль за деятельностью ритейлеров. За последние 4 года законодательство в данной сфере претерпело ряд изменений.  О том, какие изменения уже вступили в силу, и как бизнесу понять, что скоро его ждет проверка расскажет Юлия Павлова, старший налоговый консультант компании Tax Compliance. 


Влияние цифровизации и пандемии на рынок ритейла и ускорение сроков налоговой проверки По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем российского рынка интернет-торговли в январе-феврале 2021 года вырос на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом 2020, и оценивается в 431,3 млрд. рублей.  По прогнозам Data Insight, темпы роста объемов e-commerce в 2021-2024 составят 34%, 32%, 30% и 28% соответственно. Ожидается, что рост будет происходить главным образом благодаря онлайн-продажам продуктов питания и повышению частоты покупок других товарных категорий через интернет.  


Традиционный ритейл тяжело переживает пандемию. Как показало исследование Mckinsey, на восстановление клиентского потока у американских ритейлеров после снятия всех ограничений уйдет не менее полугода. Однако российский потребитель в большей степени привержен офлайн-магазинам. Так, 70% потребителей заявляли, что скучают по офлайн-формату покупок ( Criteo), хотя теперь 80% из всех опрошенных в исследовании Ромир начали обращать особое внимание на чистоту и безопасность.  Это побудило владельцев бизнеса расширять существующие возможности бесконтактной оплаты и внедрять новые способы расчетов – кассы самообслуживания, оплату по биометрии. 


Налоговое администрирование ритейла не отстает от новых технологий.  Сегодня налоговые органы более качественно и оперативно реагируют на налоговые правонарушения. ФНС развивает алгоритмы предпроверочного анализа и работы с big data налогоплательщиков, активно работает над ускорением и повышением качества межведомственного взаимодействия, обмена данными с банками, Росфинмониторингом и другими госорганами.   


Благодаря такой аналитической работе, налоговики могут до проведения проверки пригласить компанию на заседание рабочей группы и предъявить материалы выявленных нарушений для побуждения к добровольному уточнению налоговых обязательств и уплате налогов.  


По оценкам гендиректора Enter Сергея Румянцева, по «черным» или «серым» схемам работают до 80% игроков рынка интернет-торговли России: предприниматели пользуются высоким лимитом беспошлинного ввоза товаров и осуществляют оптовые поставки под видом физических лиц, избегая уплаты НДС и таможенных пошлин. 


В результате недобросовестные участники рынка увеличивают маржу на 30-40%. Глава ФНС Даниил Егоров на пленарном заседании Всероссийского налогового форума «Налоговая вакцинация экономики» заявил о том, что в 2021 году на основании онлайн контрольно-кассовой техники полностью берет исчисление налогов под контроль ФНС. Это предполагает автоматическую уплату налогов без сдачи отчетности, но не говорит о том, что проверки не будут проводиться вовсе.  


ФНС в режиме реального времени контролирует все кассовые операции и предъявляет особые требования к контрольно-кассовой технике:  


- корректность выдачи чеков и наличие всех необходимых в них реквизитов;  

- корректность работы с оператором фискальных данных;  

- соответствие параметров кассы закону 54-ФЗ;  

- достоверность бухгалтерского учета кассовых операций. Особые требования к чекам и отчетности появились также в связи с введением маркировки, подробнее о них – ниже.


Особые требования к чекам и отчетности появились также в связи с введением маркировки, подробнее о них – ниже.


Налоговый режим для онлайн-ритейла 2021: основные изменения За последние годы произошло ещё немало изменений в налоговом законодательстве в сфере онлайн-ритейла, о которых важно знать владельцу бизнеса:  С 1 июля вступил в силу расширенный перечень льготных продуктов. Для таких видов продукции ставка НДС составляет 10%. Среди них появились мороженые и не мороженые морские продукты. С 1 января были изменены лимиты по УСН: чтобы перейти на упрощенку с 2021 года, доходы организации за 9 месяцев 2020 года, не должны были превысить 112,5 млн руб. С 1 сентября действуют штрафы за продажу немаркированной продукции. Для организаций он составляет от 50 до 100 тысяч рублей.  


В связи с введением маркировки появились особые требования к фискальным накопителям. Они должны формировать запросы о коде маркировки, уведомления о реализации маркированного товара, принимать ответы и квитанции. Ритейлеры обязаны самостоятельно проверять достоверность кода маркировки и передавать полученные результаты в контрольно-кассовую технику. Правительство утвердило положение о системе прослеживаемых товаров и их перечень. Оно действует с 8 июля 2021. 


Теперь участники оборота обязаны по-новому заполнять первичные документы, сдавать дополнительные отчеты и уведомления. К примеру, нужно сообщить ФНС об остатках прослеживаемых товаров и отразить в бланке счета-фактуры номер товарной партии и другие реквизиты прослеживаемости.


Что может привлечь внимание налоговой ФНС по-прежнему уделяет внимание формальным сделкам, заключенным с «техническими» компаниями с целью налоговой оптимизации. В числе признаков, которые ФНС и арбитражные суды считают подтверждающими статус фирмы-однодневки: 

- уточненные налоговые декларации с некорректным порядковым номером корректировки; 

- руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели уклоняются от явки на проведение допросов (более 2-х раз);  

- допросы лиц проводятся в присутствии представителей (адвокатов);  

- руководители юридического лица, индивидуальные предприниматели не проживают по месту регистрации;  

- доверенности на представление интересов выданы представителям, из других субъектов РФ;  

- создание организации незадолго до начала работы с ней;  

- сдача «нулевой» отчетности;  

- суммы доходов, отражаемые в налоговых декларациях, приближены к сумме расходов; 

- удельный вес налоговых вычетов по НДС составляет более 89%;  

- организации не находятся по адресу регистрации, а договоры аренды с собственниками помещений не заключались; 

- среднесписочная численность – 1 человек, либо отсутствует;  

- руководитель организации не получает от нее доходы;  

- налогоплательщики изменяют место постановки на учет;  

- внесены сведения о смене руководителя организации, незадолго до представления отчетности;  

- отсутствуют операции по расчетным счетам в течение трех месяцев с даты создания (регистрации) организации;  

- расчетные счета закрыты;  

- открыто (закрыто) множество расчетных счетов (более 10);  

- движение денежных средств по расчетным счетам носит «транзитный» характер; 

- расчетные счета открыты в банках, отличных от места регистрации организации; 

- установлено «обналичивание» денежных средств, не устранены расхождения предыдущих периодов;  

- в ЕГРЮЛ внесены сведения о недостоверности сведений об адресе, руководителе, учредителе организации;  

- руководитель (учредитель) не является резидентом РФ.



Мнимые сделки с «техническими» компаниями налоговым органам помогает выявлять система АСК НДС-2. Она позволяет в реальном времени находить «разрывы» по НДС в цепочке поставок или выполнения работ.   Когда на каком-либо звене система не видит отражение НДС в декларации, налоговым органом отрабатываются все предыдущие участники цепочки до конечного выгодоприобретателя. 


В ходе налоговой проверки может быть установлено, что контрагент реально деятельности не ведет, и его заказчику будет вменено обналичивание денежных средств. Чтобы защитить свой бизнес и быть уверенными в том, что сотрудничаете с добросовестным контрагентом, необходимо выполнить процедуру должной коммерческой осмотрительности:  

- Узнать адрес, по которому расположены офисные, производственные и складские помещения контрагента; 

- Запросить копии документов, подтверждающих наличие материально-технических и трудовых ресурсов, необходимых контрагенту для исполнения сделки; 

- Запросить лицензии, разрешения, свидетельства о членстве в СРО, если характер работ и услуг требует их наличия; 

- Знать процедуру выбора контрагента (по рекомендации, через поиск в интернете, инициатива контрагента и т.д.); 

- Обсуждать условия договора с руководителем контрагента или его менеджерами. Доказательства переговоров могут потребоваться при проверке (переписка, подтверждение встреч и т.д.); 

- Проанализировать информацию о контрагенте из открытых источников, в том числе с сайта ФНС. Если в открытом доступе нет информации о контрагенте – это фактор риска; 

- Согласовать договор с госорганом или муниципалитетом, если того требует закон; 

- Заключать договор в соответствии с внутренними регламентами. Не должно быть исключений для какого-либо контрагента; 

- Не прописывать в договоре не типичные коммерческие условия: слишком низкую цену или длинную отсрочку оплаты; 

- Оформлять документы, специфичные для конкретного вида сделок, в соответствии с требованиями отраслевого законодательства; 

- Не допускать ошибки и противоречия в договорах и первичных документах, чтобы инспекция не заподозрила их составление «задним» числом; 

- Не принимать заведомо «нереальную» оплату – неликвидные векселя, права требования с должника, вероятность исполнения которых минимальна; 

- Вести претензионную работу при нарушениях со стороны контрагента, принимать меры по взысканию задолженности в судебном порядке.



...

Ознакомиться с полным текстом статьи вы можете по ссылке.