Реестр выгодоприобретателей. «Черная метка» для бизнеса

Реестр выгодоприобретателей. «Черная метка» для бизнеса

В России начал формироваться и активно применяться Федеральный реестр предполагаемых выгодоприобретателей (далее – ФРПВ), в который попадают компании, подозреваемые Федеральной налоговой службой России (далее – ФНС) в незаконной оптимизации своих налоговых обязательств.

Речь идет о компаниях-выгодоприобретателях, которые, по мнению ФНС, получили необоснованную налоговую выгоду от использования схем с сомнительными контрагентами. В ФРПВ рискует попасть компания, которая неправомерно применила вычеты по НДС по операциям с неблагонадежными поставщиками.

Цели формирования ФРПВ:

  • Выделение налогоплательщиков, систематически заявляющих спорные вычеты по НДС;
  • Оперативное пресечение схем уклонения от уплаты НДС;
  • Организация эффективного «сквозного» контроля выгодоприобретателей.

Порядок отбора компаний в ФРПВ

В целях формирования ФРПВ ФНС анализирует налоговые декларации, начиная с I квартала 2019 года. 

Сначала программный комплекс находит налоговый разрыв в цепочке контрагентов. Далее в рамках этой цепочки происходит выявление выгодоприобретателя.

Для этой цели все компании цепочки подвергаются анализу по заранее определенным критериям на основании балльной системы, установленной внутренним регламентом ФНС по взаимодействию налоговых органов при отработке расхождений (далее – Регламент ФНС). При определении выгодоприобретателя учитываются показатели за год, в котором инспекторами был обнаружен разрыв по НДС. От количества выставленных баллов зависит категория, в которую будут определены попавшие под подозрение компании:



Исходя из критериев, представленных на графике, можно сделать вывод, что быть признанными выгодоприобретателем рискуют любые компании, ведущие реальную экономическую деятельность, даже в случае добросовестного исполнения ими своих налоговых обязательств.

Последствия включения в ФРПВ

В таких случаях, как правило, ответственный за контроль по отработке выгодоприобретателя и формированию достоверных сведений отдел, направляет в отдел выездных налоговых проверок (далее – ВНП) мотивированный запрос о вынесении решения о проведении проверки.

Исходя из изложенного, важно учитывать, что:

  • Для профилактики попадания в ФРПВ компаниям следует более внимательно подходить к выбору контрагентов, собирать, систематизировать и хранить документы и информацию, подтверждающие реальность взаимодействия и исполнения договорных обязательств;
  • Компаниям следует придерживаться проактивного подхода на начальных этапах коммуникации с налоговым органом (в ходе проведения комиссий), что зачастую позволяет убедить налоговый орган в некорректном установлении компании в качестве выгодоприобретателя, а также отсутствии целесообразности назначения ВНП.

***

Компания Tax Compliance оказывает услуги налогового комплаенса в части анализа эффективности внутренней системы компании по выбору и взаимодействию с контрагентами, подготовки рекомендаций, направленных на снижение рисков сотрудничества с «недобросовестными» организациями, а также услуги по защите интересов в рамках коммуникаций с налоговым органом.