Льгота по налогу на прибыль для участников РИП

Льгота по налогу на прибыль для участников РИП

Льгота по налогу на прибыль для участников РИП.

В текущих экономических условиях не лишним будет вспомнить о налоговых механизмах, позволяющим снизить налоговое бремя при осуществлении инвестирования в производственную деятельность. Налоговым законодательством предусмотрено право инвесторов для заявления льготы по налогу на прибыль при реализации проектов по производству товаров в некоторых регионах РФ, например: в Хабаровском крае, Сахалинской области, Республике Тыва и пр. На текущий момент данная льгота распространяется в 14 субъектах РФ. 

 Механизм предоставления льгот участникам РИП осуществляется посредством совместного правового регулирования   РФ и ее субъектами. Льгота по налогу на прибыль заключаются в применении 0% ставки в части платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, и пониженной ставки – для  бюджета субъектов. 

Налоговый кодекс устанавливает только минимальные требования РИП, при выполнении которых инвестор имеет право обратиться за получением налоговых льгот. При этом законом субъекта РФ данные требования могут быть дополнены и конкретизированы. 

Участниками проекта могут стать российские организации, отвечающие следующим требованиям:

  • государственная регистрация на территории субъекта РФ, в котором реализуется РИП;
  • применение общей системы налогообложения;
  • отсутствие обособленных подразделений, расположенных за пределами территории субъекта РФ;
  • организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа.

В целом, механизм получения преференций и размер льготы зависят от региона участника РИП. Согласно норм ст. 284.3 НК РФ можно выделить следующую классификацию участников:

1.Участники РИП в Сибири и на Дальнем Востоке;

2.Участники иных субъектов;

3.Участники РИП, для которых не требуется включение в реестр участников РИП, согласно решению уполномоченного органа субъекта РФ.

В зависимости от места нахождения инвестора устанавливается размер ставки налога в бюджет субъекта РФ, условия о необходимости включения участника в специальный реестр участников РИП, необходимость соблюдения условия о суммарном объеме капитальных вложений в проект и сроки его финансирования.

Наибольшими преференциями обладают участники первой категории, поскольку по ним не устанавливается ограничение размера льготы в зависимости от суммарного объема капитальных вложений в проект. 

Для участников РИП второй категории размер налоговой ставки может быть понижен до 10% и размер льготы по налогу на прибыль имеет ограничение по объему капитальных вложений в проект. Согласно НК РФ объем капитальных вложений в проект не может быть менее 50 млн. руб. в течении 3 лет или 500 млн. руб. в течении 5 лет до срока заявления льготы.

Для участников РИП третьей категории, ставка налога может быть установлена в размере от 0 до 10% в течение первых пяти налоговых периодов и не может быть менее 10% в течение следующих пяти лет. В том числе, к данной категории устанавливается ограничение по объему капитальных вложений в проект. Данное ограничение заключается в следующем: если суммарный размер «экономии» на налоге при применении льготы, который рассчитывает нарастающим итогом с начала применения льготы, превысит объем капитальных вложений в проект, то налогоплательщик лишается льготы. При этом сумма «экономии» подлежит уплате в бюджет по итогам налогового периода, когда установлено превышение, в общеустановленном порядке.

С 01.01.2020 законодательством установлены дополнительные послабления для применения льготы, в частности отменено правило о применении льготы, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации РИП, составляли не менее 90%. Теперь все участники РИП  могут применять льготу ко всем доходам от указанной деятельности, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов) от деятельности в рамках РИП и от иной деятельности. Стоит отметить, что  к участникам РИП, применяется особый порядок проведения выездной налоговой проверки. В частности, исключается правило о проверке трехлетнего периода, предшествующего году вынесения решения о назначении проверки.


В случае, если капитальные вложения должны быть осуществлены в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, налоговый орган может увеличить проверяемый период до пяти лет.  При проведении выездной или камеральной проверки налоговый орган в обязательном порядке истребует документы, подтверждающие затраты по капитальным вложениям в рамках участия в РИП, в частности:  регистры налогового учета по раздельному учету доходов и расходов, договоры строительного подряда, акты и справки о стоимости выполненных работ, акты введения в эксплуатацию объектов реконструкции, модернизации, договоры купле-продажи по приобретенного оборудования, машинам и прочее. В случае, если по результатам налоговой проверки установлены противоречия и несоответствия требованиям по исполнению РИП, организация лишается права на применения льготы на основании вступившего в силу решения по результатам проверки.


Таким образом, несмотря на прозрачность условий для участия в РИП, применение любой налоговой льготы подвергается тщательной проверке и контролю со стороны налогового органа, налогоплательщик должен быть готов документально подтвердить реальность и действительный размер капитальных вложений в объекты, исключив риски выявления налоговым органом  искажений сведений в целях получения необоснованной налоговой выгоды.