Поправки по основным направлениям налоговой политики

Поправки по основным направлениям налоговой политики

В конце июля был принят Федеральный закон от 31.07.2023 № 389-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, отдельные законодательные акты РФ и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой НК РФ». Новые изменения затронули НДС, налог на прибыль организаций, вопросы налогообложения КИК и многое другое.

В настоящей статье будут рассмотрены некоторые новшества.

1. НДС, уплачиваемый иностранными компаниями-продавцами электронных услуг

Теперь на учет необходимо вставать только тем иностранным организациям, которые оказывают электронные услуги физическим лицам на территории РФ (п. 4.6 ст. 83, п. 5.5 ст. 84 НК РФ).

2. Расширен перечень разрешенных расходов для целей налога на прибыль

Расходы на доведение безвозмездно полученного имущества (имущественных прав) до пригодного для использования состояния теперь можно будет учитывать в расходах по налогу на прибыль (п. 6 ст. 252 НК РФ). Такое новшество является актуальным для лиц, занимающихся доработкой программного обеспечения. 

3. Расширен перечень доходов от источников в РФ

Согласно новой редакции статьи 208 НК РФ, доходами работников от источников в РФ признаются в том числе: 

  • заработная плата и иные вознаграждения, выплаченные российской организацией дистанционным работникам, находящимся за рубежом; 
  • вознаграждение, выплаченное работнику за дистанционно выполненные работы и оказанные услуги через интернет с использованием российских доменных имен, информационных систем или комплексов программно-аппаратных средств.

4. Налогообложение прибыли КИК

Статья 25.15 НК РФ определяет порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении.

Теперь указанная статья дополнена положением, что установленный порядок учета не применяется в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, если она является иностранной структурой без образования юридического лица и одновременно соблюдаются следующие условия:

  • указанная структура в соответствии со своим личным законом является формой осуществления коллективных инвестиций;
  • прибыль (доходы) указанной структуры в соответствии с ее личным законом не подлежит налогообложению;
  • распределенная указанной структурой прибыль (выплаченные ею доходы) в пользу своих участников (пайщиков и иных лиц) либо бенефициаров подлежит учету при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой структуры.

5. Расширение полномочий налоговых органов

ФНС наделяется полномочиями по определению особенностей учета крупнейших налогоплательщиков, в частности, выработки критериев отнесения лиц к категории крупнейших налогоплательщиков. До введения поправок данные полномочия были закреплены за Минфином России.

6. Усовершенствован порядок проведения взаимосогласительных процедур

Федеральным законом вносятся изменения в процедуры, связанные с запросом дополнительной информации у налогоплательщика и налоговых органов, а также порядок реализации достигнутых решений в ходе взаимосогласительных процедур на практике.

7. Признание уведомления непредставленным

С 1 октября 2023 в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей представленных уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов контрольным соотношениям, свидетельствующего о нарушении порядка их заполнения, такие уведомления будут считаться не представленными полностью либо в части, о чем будет сообщаться налогоплательщику (п.9 ст. 58 НК РФ).

8. ИП стало проще подать уведомление

ИП могут направлять документы (уведомление об исчисленных платежах, заявление о зачете в счет грядущей обязанности по уплате конкретного налога) через личный кабинет, используя неквалифицированную электронную подпись. Раньше для этого требовалась квалифицированная электронная подпись.

По результатам анализа поправок можно сделать вывод о том, что многие изменения, внесенные в НК РФ, направлены на расширение полномочий налоговых органов, цифровизацию отношений между государственными органами и налогоплательщиками, а также конкретизацию некоторых положений с учетом геополитических изменений.