Президент РФ подписал закон об изменениях налогового законодательства

Президент РФ подписал закон об изменениях налогового законодательства

Налоговый консультант Тax Compliance Екатерина Копылова в материале Право.ру прокомментировала основные поправки и их влияние на бизнес. 

После очередного проекта изменений окончательно завершилось содержательное рассмотрение объемного законопроекта, направленного на донастройку действующего НК РФ, реализацию отдельных положений основных направлений налоговой политики (ОННП).

Федеральный закон содержит множество разноплановых поправок: снижение пороговых значений для потенциальных участников налогового мониторинга, уточнение «технических» норм, в частности, относительно порядка определения совокупной задолженности на ЕНС, получение выписок из ЕГРН, вплоть до точечной оптимизации налогового администрирования, например, продления «льготного» порядка расчета пени для организаций.

Изменения играют немаловажную роль в масштабной модернизации налоговой системы. Отметим некоторые из них.

1. Обратная сила изменений

Ряду налоговых поправок была придана обратная сила. Налогоплательщикам важно своевременно распорядиться предоставленными законопроектом возможностями как своеобразной мерой государственной поддержки.

Обратная сила была придана порядку применения пониженной величины пени для организаций, который распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года: ставка пени для организаций продолжает составлять 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ.

Предоставление налогового вычета по НДФЛ для процентов по долгосрочным банковским вкладам (более 15 месяцев), а также порядок определения налоговой базы по доходам от продажи недвижимого имущества с учетом расходов, рассчитанных на основании информации, полученной налоговыми органами в рамках межведомственного взаимодействия (у регистрирующих органов) распространяется на доходы и расходы, полученные (понесенные) с начала 2023 года.

С начала 2024 года материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами получена при условии, что такие средства получены от взаимозависимого юридического лица или от работодателя, либо в качестве материальной помощи. Доходом не признается экономия, которая получена в рамках государственной поддержки.

Некоторым новым преференциям по НДС также придана обратная сила. 

С начала 2024 года освобождению от НДС подлежат операции по передаче благотворительными фондами имущества образовательным организациям, для детей, в том числе сирот и инвалидов, при этом право на вычет касается только тех операций, по которым принятие к учету произошло не ранее 2024 года.

С начала 2020 года освобождению от НДС подлежат операции по предоставлению в аренду автомобилей скорой помощи с экипажами и водителями, перевозке ими бригад скорой помощи и медицинской эвакуации граждан, если такие услуги оказываются организациям государственной системы здравоохранения.

2. Расширение налогового мониторинга

Снижение финансовых порогов для вступления в налоговый мониторинг было впервые анонсировано представителями ФНС летом 2023 г., поэтому организации, планирующие переход на налоговый мониторинг с 2025 г., заранее учитывали сниженные финансовые пороги. 

Последовательное снижение финансовых порогов реализуется в соответствии с планом ФНС по ежегодному увеличению количества участников налогового мониторинга на 20% и более. При этом также расширяется перечень категорий организаций – потенциальных участников налогового мониторинга, для которых финансовые пороги не применяются (резиденты, ТОР, ОЭЗ, промышленных кластеров и т.д.)

Налоговый мониторинг предоставляет ряд преимуществ, которые актуальны для организаций любого масштаба. Система налогового мониторинга способствует согласованию налогоплательщиком и налоговым органом их позиций без доведения взаимоотношений до налогового спора. Например, отсутствие штрафов и пеней, сокращение открытого для проверки периода до 1 года и 9 месяцев.

Многие компании не готовы разово выделить существенные ресурсы для внедрения необходимых ИТ-решений. Однако в долгосрочной перспективе переход на налоговый мониторинг позволяет существенно модернизировать налоговую функцию и минимизировать издержки. Участники налогового мониторинга активно делятся положительными отзывами о применении данного режима в деловом сообществе, а процесс перехода на налоговый мониторинг стандартизируется и становится доступнее. Поэтому мы ожидаем дальнейшего роста количества участников налогового мониторинга и расширения категорий организаций, для которых применение налогового мониторинга будет обязательным.

3. Регулирование ТЦО

Прекращение межгосударственного обмена информацией с РФ и отсутствие у ФНС России разрешенного доступа к зарубежным базам данных все большее бремя доказывания смещается на налогоплательщиков, ФНС России применяет новые методы ТЦО и корректировки, использует дополнительные источники информации.

Так, к проведению ТЦО проверок могут быть привлечены должностные лица территориальных налоговых органов (п. 2 ст. 105.17 НК РФ).

В условиях санкционных ограничений неустанно расширяются границы контроля в ТЦО, налогоплательщикам следует ожидать рост количества проверок по ТЦО.

4. Временная антисанкционная мера: установление специального порядка учета доходов в виде взысканных с иностранных организаций (или их солидарных ответчиков) санкций по дате фактического поступления денег на счета российской организации и зеркальная норма в отношении соответствующих расходов

По общему правилу, датой получения доходов в виде неустоек (штрафов, пеней) за нарушение договорных обязательств является дата их признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).

То есть организация обязана включить в состав доходов признанные контрагентом (присужденные ей судом) суммы санкций, даже если перспектива их реального поступления сомнительна. В последующем такие долги могут быть признаны безнадежными в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ.

Начиная с весны 2022 года, бизнес столкнулся с многочисленными ограничениями, существенно осложняющими расчеты с иностранными контрагентами и фактически исключающими возможность взыскания санкций с этих должников.

С учетом такого положения дел предложенное изменение порядка учета по поступлению денежных средств представляется рациональной мерой реагирования и позволит более справедливо учитывать реальные доходы российских компаний.

Продление до конца 2027 года льготных положений относительно порядка признания курсовых разниц на дату прекращения обязательств представляется разумным, иначе, начиная с 2025 года, налогоплательщики вернулись бы к признанию разниц ежемесячно.

5. Ограничение круга лиц, входящих в группу с ИТ-компанией, исключительно российскими организациями и гражданами для применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций

В пояснительной записке к законопроекту недвусмысленно указано, что изменение вносится с целью стимулирования ИТ-деятельности непосредственно российских организаций.

Формально рассматриваемая льгота в виде 0% налога на прибыль действует лишь до конца 2024 года, после чего ставка возрастет до 3%.

С учетом особенностей вступления в силу изменения (не ранее 1 января 2025 года), следует заключить, что отмена послабления для ИТ-бизнеса «связанного» с иностранными лицами, предусмотрена на случай возможного продления действия этой льготы. Аналогичные изменения внесены применительно к страховым взносам для ИТ-организаций.

Ранее представители Минцифры и Минфина сообщали, что положительное решение этого вопроса будет зависеть от экономической ситуации и реальных возможностей бюджетов, в том числе региональных.

В любом случае принятие изменений окажет значительное влияние на деятельность ИТ-компаний с иностранным участием и должно учитываться ими при планировании своей деятельности.