Важные изменения в Налоговом кодексе РФ

Важные изменения в Налоговом кодексе РФ

31.05.2023 в Государственную Думу был внесен законопроект № 369931-8 (далее – проект Закона), который предполагает внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) ряда масштабных изменений. Указанный проект Закона по состоянию на 11.07.2023 принят в первом чтении. Очередное его рассмотрение назначено на 19.07.2023.

По итогам ознакомления с текстом проекта Закона можно выделить следующие ключевые изменения налогового законодательства, которые могут вступить в силу в случае принятия рассматриваемого законопроекта.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Освобождаются от НДС

Услуги застройщика, оказываемые на основании договора участия в долевом строительстве, связанные с нежилыми помещениями (в том числе гаражами и машиноместами) в многоквартирном жилом доме.

Отмена освобождения от НДС

Услуг застройщика, оказываемых на основании договора участия в долевом строительстве, при строительстве помещений, предназначенных для временного проживания (без права на постоянную регистрацию).

Прочее

  • Лимит расходов на приобретение или создание единицы рекламных материалов для освобождения от НДС увеличен до 300 рублей.
  • Участники налогового мониторинга смогут получить возмещение НДС и акцизов в общем порядке в случае отказа от заявительного порядка.
  • При возмещении НДС и акцизов станет доступен институт электронной банковской гарантии, которая будет поступать в налоговые органы непосредственно от гарантов, что призвано сократить временные и финансовые затраты налогоплательщиков.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Учет убытков прошлых лет

Возможность признания убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, для целей налогообложения с учетом 50-процентного ограничения продлена до 2030 года.

Налогообложение резидентов особых экономических зон

Ставка по налогу на прибыль, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 2%.

Региональный инвестиционный проект

Поскольку региональный инвестиционный проект не может быть направлен на производство подакцизных товаров, предлагается установить соответствующие исключения для участников региональных инвестиционных проектов. 

Специальный инвестиционный контракт

  • Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль для организаций, являющихся стороной по специальному инвестиционному контракту без участия Российской Федерации. 
  • Уточняется определение налогоплательщиков-участников специальных инвестиционных проектов, которым уже предоставлены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль в соответствии с НК РФ.

Прочее

  • Установление открытого перечня видов договоров страхования, по которым будут учитываться расходы для целей налогообложения.
  • В активы, передаваемые унитарным предприятиям от собственников, включаются имущественные права, которые не учитываются в доходах.
  • Вводятся правила формирования налоговой стоимости имущества или имущественных прав для случаев, если в момент их получения налогоплательщик не осуществлял расходы, а их получение привело к признанию внереализационных доходов. Также устанавливается порядок учета остаточной стоимости амортизируемого имущества при прекращении его использования без его фактической ликвидации или реализации.
  • Уточняются положения Главы 25 НК РФ для исключения противоречий и приведения терминологии в соответствие с изменениями отраслевого законодательства (статьи 25.9, 25.16, 251, 284, 286, 286.1 НК РФ).
  • Упрощается порядок подтверждения условий применения повышающего коэффициента для расходов на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР).
  • Уточняется перечень внереализационных доходов, которые представляют собой разницу между суммой налоговых вычетов из сумм акциза, начисленных при использовании винограда, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, для производства вина, игристого вина и др., реализованных в налоговом периоде.
  • В распределении налога на прибыль организаций между субъектами Российской Федерации, где находятся обособленные подразделения налогоплательщика, исключается учет расходов на оплату труда.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ КИК

Налоговая ставка для сотрудников российских компаний, работающих удаленно

Предлагается не учитывать прибыль иностранной структуры без образования юридического лица в налоговой базе контролирующего лица, если у последнего нет возможности определить сумму прибыли иностранной структуры из-за особенностей ее создания и ведения деятельности, установленных ее личным законом. Однако, контролирующее лицо должно представить уведомление о контролируемой иностранной компании в налоговый орган.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Налоговая ставка для сотрудников российских компаний, работающих удаленно

С 01.01.2024 российские компании-работодатели будут удерживать НДФЛ по ставке 13% или 15% с доходов сотрудников, работающих удаленно по трудовым договорам или договорам ГПХ, вне зависимости от утраты ими налогового резидентства РФ (в случае нахождения вне России более 183 дней в году).

Порядок подачи уведомления по НДФЛ

Предлагается предоставить возможность налоговым агентам подавать уведомления об исчисленных суммах НДФЛ дважды в месяц (12-го и 25-го числа), что позволит перечислять в бюджетную систему суммы уплачиваемого НДФЛ также дважды в месяц.

Получение налоговых вычетов

  • Право на получение стандартного налогового вычета получают налогоплательщики, у которых на обеспечении находятся дети или подопечные, признанные недееспособными.
  • Упрощается порядок предоставления социальных налоговых вычетов. 

Прочее

  • Установление величины компенсационной выплаты в целях освобождения от налогообложения - 35 рублей за каждый день выполнения трудовой функции дистанционным работником при компенсации расходов, связанных с использованием собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции.
  • Предлагается предоставить семьям с детьми, которые продают жилое помещение, приобретенное с помощью государственной поддержки, право учитывать расходы на его покупку пропорционально доли каждого члена семьи в собственности на это жилое помещение при определении налоговой базы.
  • Предоставление возможности налогоплательщикам уменьшения суммы налогооблагаемого дохода на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением имущественных прав, вместо получения имущественного налогового вычета (в пределах полученного дохода от продажи соответствующих имущественных прав);
  • Наделение иностранных юридических лиц функциями налоговых агентов в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам, выполняющим работы и услуги на территории Российской Федерации, в том числе в области информационных технологий, с использованием сети «Интернет», и установление налоговой ставки в отношении таких доходов для налогоплательщиков, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в размерах, установленных для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Расширение перечня субъектов автоматизированной упрощенной налоговой системы

Наделение организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством ювелирных изделий и других изделий из драгоценных металлов или оптовой (розничной) торговлей такими изделиями, правом перехода на автоматизированную упрощенную налоговую систему.

Уточнение порядка исчисления налога по УСН

Предложено уточнить порядок исчисления налога при смене места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя в случае, когда одним из субъектов Российской Федерации установлена пониженная налоговая ставка.

МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Совершенствование порядка проведения взаимосогласительных процедур

Вносятся изменения в процедуры, связанные с запросом дополнительной информации у налогоплательщика и налоговых органов, а также порядок реализации достигнутых решений в ходе взаимосогласительных процедур на практике.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ

Освобождение от транспортного налога

Транспортные средства, находящиеся в розыске, освобождаются от налогообложения.

Прекращение аккредитации филиала или представительства иностранной организации

Предлагается возможность создания специального уведомления налоговым органом об исчисленных суммах транспортного и земельного налогов в случае, если иностранная организация подает заявление о прекращении аккредитации филиала или представительства. Это позволит оперативно рассчитать указанные налоги за предыдущие периоды и выявить недоимку до снятия с учета иностранной организации.

Взаимодействие налоговых органов с органами муниципального земельного контроля

Установление обмена информацией между налоговыми органами и органами муниципального земельного контроля для выявления случаев нецелевого использования земельных участков.

Изменение порядка применения повышающего коэффициента

  • Повышающий коэффициент, который применяется при исчислении земельного налога для земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, будет применяться с момента установления или изменения разрешенного использования земельных участков, а не только с государственной регистрации прав на них.
  • Будет исключено применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в случае наличия договора о комплексном развитии застроенной территории, который определяет предельный срок застройки.

Приведение терминологии в соответствие с отраслевым законодательством

Предлагается привести терминологию НК РФ в соответствие с действующим законодательством в области градостроительства и жилищных отношений. В частности, понятия «многоквартирные дома», «садовые дома» и «наемные дома» будут включены в НК РФ с применением налогообложения, предусмотренного для жилых домов.

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

Уточняется порядок исчисления и уплаты страховых взносов в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья или данный дом не управляется жилищным кооперативом, а взаимоотношения между собственниками помещений и избранными членами совета многоквартирного дома, связанные с выплатой вознаграждений таким лицам за исполнение их полномочий, осуществляются через управляющую организацию.

Прочее

  • Устанавливаются предельные величины (нормативы) компенсационных выплат при оплате расходов, связанных с использованием собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции дистанционным работникам, чтобы освободить их от обложения страховыми взносами.
  • Устанавливается нормирование необлагаемых страховыми взносами сумм выплат суточных работникам, работающим в пути или имеющим разъездной характер работы, и взамен суточных надбавки за вахтовый метод работы (не более 700 рублей в день).
  • Уточняется место представления расчета по страховым взносам плательщиками страховых взносов, являющихся крупнейшими налогоплательщиками.

НАЛОГ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД ОТ ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ

Распространение действия налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья дополнительно распространяется на 3 участка недр, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

Снижение размера государственной пошлины

В отношении аккредитации филиалов и представительств организаций ЕАЭС, создаваемых на территории Российской Федерации.

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Расширение полномочий налоговых органов

  • ФНС наделяется полномочиями по определению особенностей учета крупнейших налогоплательщиков, в частности, выработки критериев отнесения лиц к категории крупнейших налогоплательщиков. Сейчас данные полномочия закреплены за Минфином России.
  • Предлагается обязать налогоплательщиков разрешать споры имущественного характера, возникающие в результате реализации актов налоговых органов или действий (бездействия) должностных лиц, в рамках обязательного досудебного обжалования.
  • Должностные лица налоговых органов могут получить доступ на территорию или в помещение участника налогового мониторинга для осуществления осмотра в рамках проведения налогового мониторинга.
  • Налоговые органы наделяются правом частично отменить (заменить) принятую обеспечительную меру в случае частичного исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или взыскании обязательных платежей.
  • Налоговые органы вправе применять обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и приостановления операций по счетам в банке в соответствии с установленной последовательностью их применения, исходя из фактического наличия имущества плательщика.

Автоматизация налогового администрирования

С целью получения налоговыми органами сведений об адвокатах, предлагается изменить порядок получения информации. Сведения будут передаваться через автоматизированную комплексную информационную систему адвокатуры России (далее – КИС АР) при сохранении информационной независимости адвокатуры, при этом оператором КИС АР является Федеральная палата адвокатов Российской Федерации.

Ужесточение ответственности за налоговые правонарушения

  • При принятии налоговым органом обеспечительных мер в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ, ответственность за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом будет распространяться на нарушителя в соответствии со ст. 125 НК РФ.
  • Ужесточение ответственности для налоговых агентов за непредставление налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, а также за нарушение обязанностей по уплате налога в случае выплаты дохода в адрес иностранной организации.

Порядок пересчета суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, в валюту РФ

Механизм пересчета суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, в валюту РФ, будет подлежать корректировке на дату выплаты дохода. В настоящий момент налоговые агенты осуществляют пересчет на дату уплаты налога.

Прочее

  • Уточнение методики постановки на учет в налоговых органах иностранных граждан, получающих доходы от вкладов в российских банках, где процентная ставка не превышает 1% годовых, и по счетам эскроу.
  • Появление возможности уведомления налогоплательщиком налогового органа о наделении отдельного лица полномочиями представителя налогоплательщика до вступления в налоговые правоотношения, что позволит отказаться от регулярного подтверждения уполномоченным представителем своих прав на представление интересов налогоплательщика.

***

По итогам анализа проекта Закона можно сделать вывод, что предлагаемые поправки, во многом, направлены на автоматизацию налогового администрирования, а также расширение как полномочий налоговых органов, так и предметов споров, подлежащих обязательному досудебному урегулированию.

Помимо этого, проект Закона вносит ряд изменений в порядок взимания имущественных налогов, страховых взносов и государственной пошлины, налогообложения прибыли КИК, изменяет порядок проведения взаимосогласительных процедур, расширяет перечень субъектов, которые могут перейти на автоматизированную упрощенную систему налогообложения.

Отдельно следует отметить поправки, которые вносят ряд важных изменений в федеральные налоги: 

  • НДС – в части уточнения порядка налогообложения услуг застройщиков. 
  • НДФЛ – в части установления ставок налога 13 или 15% вне зависимости от утраты налогового резидентства РФ.

С одной стороны, данный подход означает потенциальное снижение налогового бремени для указанных работников, ведь ранее предлагалось обложить такие доходы по ставке 30%. 

С другой стороны, в условиях рассмотрения Минфином России вопроса о приостановлении или отмене международных соглашений об избежании двойного налогообложения с недружественными государствами существует риск двойного налогообложения доходов таких работников.