Соглашение о защите и поощрении капиталовложений – в чем польза?

Соглашение о защите и поощрении капиталовложений – в чем польза?

Государство обеспечивает поддержку развития долгосрочных проектов. К таким мерам относятся соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее – «СЗПК»). С точки зрения законодательного регулирования СЗПК представляет собой договор между организацией, реализующей проект, и публично-правовым образованием — Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. 

Кому подойдет СЗПК? 

Заключить СЗПК могут российские организации, которые: (1) осуществляют экономическую деятельность в определенной сфере экономики, (2) имеют необходимый объем капиталовложений. При этом СЗПК заключается с организацией в заявительном порядке.

Сферы применения СЗПК

СЗПК может быть заключен в отношении инвестиционного проекта из любой сферы российской экономики за исключением отдельно указанных законодателем. Так, СЗПК не заключается, если участник реализует проект в сфере:

  • Игорного бизнеса.
  • Производства табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива.
  • Добычи сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (кроме проектов по сжижению природного газа).
  • Оптовой и розничной торговли.
  • Деятельности финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку РФ.
  • Строительства административно-деловых центров и торговых центров, а также многоквартирных жилых домов (кроме проектов о комплексном развитии территории).

При наличии сомнений в отношении экономической сферы планируемого проекта участник СЗПК может запросить разъяснения профильного федерального или регионального органа исполнительной власти.

Объем капиталовложений

Законом установлен минимальный объем капиталовложений для заключения СЗПК. Под «капиталовложениями» по смыслу законодательного регулирования понимаются вложенные в инвестиционный проект собственные денежные средства, в том числе сформированные путем:

  • Взносов в уставный (складочный) капитал.
  • Вкладов в имущество.
  • Пожертвований (в целях реализации проекта в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта).
  • Заемных денежных средств, включая акционерные займы.

При этом в объем капитальных вложений не включаются суммы: (1) денежных средств, полученных из бюджета; и (2) денежных средств, полученных от организации с публичным участием, которые подлежат казначейскому сопровождению. 

Информация об объеме капиталовложений и сфере экономики, необходимых для заключения СЗПК представлена в таблице ниже.


В отношении организации-участника СЗПК проводится налоговый мониторинг независимо от соответствия ее показателей иным критериям, предусмотренным законодательством о налогах и сборах.

При этом основной проблемой, с которой сталкиваются участники СЗПК на практике (N Ф09-9496/22), является то, что в настоящий момент не во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях приняты правовые акты, регулирующие условия и порядок заключения СЗПК.

Какие преимущества СЗПК?

Преимущества заключения СЗПК проявляются в наличии ряда государственных льгот, которые предоставляются участникам инвестиционных проектов, включая: (1) стабилизацию законодательства; (2) компенсацию расходов участников.

Стабилизация правовых актов

Одним из основных преимуществ СЗПК является условие о фиксации положений правовых актов – стабилизационная оговорка. Стабилизационная оговорка – неприменение в отношении участника СЗПК актов (решений), ухудшающих условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, по сравнению с условиями, определенными на момент заключения СЗПК.

При заключении СЗПК не подлежат применению акты, ухудшающие условия ведения участником предпринимательской деятельности и вступившие в силу после заключения. В частности, в состав указанных правовых актов включается градостроительное, таможенное, налоговое, земельное законодательство.

При этом срок действия стабилизационной оговорки зависит от объема капитальных вложений: 

  • 6 лет – для проектов с объемом капиталовложений менее 10 млрд руб.;
  • 15 лет – для проектов с объемом капиталовложений более 10 млрд, но менее 15 млрд руб.;
  • 20 лет – для проектов с объемом капиталовложений более 15 млрд руб.

Для отдельных актов предусмотрен особый порядок определения срока действия стабилизационной оговорки. В частности, в отношении актов земельного, градостроительного, экологического законодательства стабилизационная оговорка действует на протяжении 3 лет со дня вступления соответствующего акта (решения) в силу.

Если стороной СЗПК является только субъект Российской Федерации, то стабилизированы могут быть только акты, принятые на уровне этого субъекта. В отношении законодательства о налогах и сборах стабилизации подлежат акты, регулирующие положения о региональных, федеральных и местных налогах, если в СЗПК участвуют соответствующие публично-правовые образования.

Компенсация затрат участника СЗПК

Участники СЗПК могут возместить затраты на строительство инфраструктуры, а также выплату процентов по кредитам и займам. Указанная компенсация может быть получена как в форме субсидии из бюджета, так и в форме налогового вычета. 

Налогоплательщик – участник СЗПК вправе уменьшить размер налогов на суммы налогового вычета в следующем порядке:

  • В отношении объектов обеспечивающей инфраструктуры, включая начисленные проценты по кредитам и займам на их приобретение – не более 50% налоговых отчислений в течение 5 лет.

К обеспечивающей инфраструктуре относятся объекты (транспортной, энергетической и др.), которые используются исключительно в целях реализации инвестиционного проекта.

  • В отношении объектов сопутствующей инфраструктуры, включая начисленные проценты по кредитам и займам на их приобретение – до 100% налоговых отчислений в течение 10 лет.

К сопутствующей инфраструктуре относятся объекты (транспортной, энергетической, и др.), которые используются как в целях реализации инвестиционного проекта, так и в иных целях. При этом указанные объекты должны:(1) находиться в государственной (муниципальной) собственности или подлежать передаче в их собственность; или (2) находиться в собственности субъекта естественной монополии или подлежать передаче в их собственность.

Участник может возместить указанные расходы только при соблюдении определенных условий:

  • Одной из сторон соглашения является РФ.
  • Объекты инфраструктуры необходимы для реализации проекта и уже введены в эксплуатацию.
  • В отношении объектов инфраструктуры и иных объектов участника ведется раздельный налоговый учет.
  • У участника СЗПК отсутствует задолженность по уплате налогов.
  • Размер возмещения ограничен размером налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет.
  • Проект отсутствует в инвестиционных программах субъектов естественных монополий и в программах перспективного развития отдельных отраслей экономики.

_________________________________

Как видно, СЗПК – действенный механизм государственной поддержки долгосрочных проектов, который (1) фиксирует содержание ряда ключевых нормативных актов на всем пути реализации проекта, а также (2) предоставляет участникам возможность компенсировать возникшие затраты. Заключение и реализация соглашения может помочь налогоплательщику в существенном снижении налоговой нагрузки от основного вида деятельности.

Команда Tax Compliance обладает значительным опытом сопровождения организаций при получении мер государственной поддержки, включая использование механизма налоговых льгот. В данной связи компания Tax Compliance выражает готовность в оказании соответствующей правовой помощи всем организациям, которые планируют получить преимущества СЗПК.