Внесудебный порядок взыскания налоговой задолженности для физлиц

Внесудебный порядок взыскания налоговой задолженности для физлиц

Минфин подготовил проект изменений в НК РФ, предусматривающий расширение практики внесудебного взыскания налогов на физлиц. Налоговый консультант Tax Compliance Екатерина Копылова прокомментировала основные положения проекта в материале «Коммерсантъ».

С одной стороны, законопроект имеет цель разгрузить работу мировых судей. Это позитивный шаг в направлении ускорения судопроизводства по другим категориям дел. Предложение о внесудебном порядке взыскания налоговой задолженности с физлиц, не являющихся ИП, ранее уже озвучивалось Председателем Верховного Суда РФ осенью 2022 года, но тогда было отклонено Государственной Думой. Сейчас, вероятно, необходимость изменений в налоговом законодательстве стала более очевидной, так как нагрузка на мировых судей еще больше возросла.

С другой стороны, необходимо обеспечить соблюдение баланса публичных и частных интересов. Именно судебный порядок предоставляет большинство гарантий гражданам и является реализацией права на судебную защиту, предусмотренного статьей 46 Конституции РФ.

Но нужно быть реалистами. На наш взгляд, это логичное изменение, во многом обусловленное развитием практики взаимодействия налогоплательщиков – физических лиц с налоговыми органами, в том числе посредством личного кабинета налогоплательщика и единого портала государственный услуг.

По-видимому, законодатель исходит из того, что частные лица все более успешно отслеживают получение уведомлений и принятых инспекцией решений посредством электронных каналов и личных визитов, а значит могут оперативно реагировать на них, представляя свои возражения и обжалуя в установленном законом порядке, что приостанавливает процедуру взыскания (это правило сохранено в законопроекте).

На наш взгляд, именно практика применения внесудебного порядка к ИП позволила сегодня экстраполировать этот опыт и на физлиц, не являющимися ИП. 

По опыту предпринимателей, при должной подготовке и качественном взаимодействии с представителями налогового органа, существенные нарушения удается решить без судебного разбирательства, хотя и может потребоваться обратить внимание вышестоящего налогового органа на неправомерные действия инспекции посредством подачи жалобы.

Законопроект предполагает изначальную подачу возражений в тот же налоговый орган, который доначислил налоги гражданину, эффективность такого обращения может вызывать сомнение.

Однако, сейчас наблюдаются некоторые позитивные тенденции при урегулировании спора именно на досудебной стадии, налоговые органы сами стремятся к скорейшему разрешению конфликта и добровольной уплаты со стороны налогоплательщика.

Важно четко сформулировать сильную позицию, подготовить убедительное правовое обоснование, в таком случае проверяющие и сами могут скорректировать свои изначальные претензии, поскольку отмена решения в суде демонстрирует несовершенство проведенных мероприятий, а судебное разбирательство затрачивает еще больше ресурсов уполномоченного органа.

Как правило, по процедурным вопросам, связанным с взысканием задолженности, налоговые органы и вышестоящие инспекции оставляют свои решения в силе, и, если налогоплательщик уверен в их незаконности, необходимо задействовать суд.

Важно отметить, что новый порядок в любом случае не исключает возможности обжалования действий (бездействия) и решений налоговых органов в судебном порядке по общим правилам, предусмотренным КАС РФ.

Другой вопрос, что в случае физических лиц, не являющихся ИП, отсутствие подкованности в налоговых вопросах затрудняет для них формирование и донесение своей позиции. Обращение к консультантам и судебная процедура требуют дополнительных затрат, несение которых экономически обосновано в случае значительности спорных сумм.

Поэтому глобально принятие рассматриваемой инициативы скорее всего приведет к улучшению показателей «собираемости» налогов с физических лиц и дельнейшему развитию практики взаимодействия частных лиц с налоговой службой.