Юридические лица могут потерять право на пониженную ставку земельного налога

Юридические лица могут потерять право на пониженную ставку земельного налога

Старший налоговый консультант Tax Compliance Алексей Станчин прокомментировал решение Верховного суда РФ для издания «Коммерсантъ».

Верховный суд РФ 27 февраля опубликовал решение по спору о ставке земельного налога, которую вправе применять ЗПИФы для входящих в их состав участков. Стандартная ставка составляет 1,5% от кадастровой стоимости земли, льготная — 0,3%. Ее можно применять, в частности, для участков под ИЖС.

ВС РФ постановил, что ЗПИФ не может платить земельный налог на свои участки для индивидуального жилищного строительства по ставке в пять раз меньше стандартной. В сущности коллегия фактически приравняла деятельность ПИФов к предпринимательской, а при ее осуществлении применять пониженную ставку по земельному налогу нельзя. Так, акцент был сделан на экономическом смысле создания паевого инвестиционного фонда, выводимого из положений Закона № 156-ФЗ: возможность привлечения большого количества инвесторов для реализации крупных проектов, а также для эффективного управления имуществом в целях получения максимальной прибыли. 

Однако в законодательстве напрямую нет упоминания того, что ПИФы осуществляют предпринимательскую деятельность или являются коммерческими юридическими лицами. Коллегия лишь сослалась на Правила доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом [1], согласно которым целью инвестиционной политики управляющей компании является получение дохода при инвестировании имущества, составляющего фонд, в объекты, предусмотренные настоящими Правилами, в соответствии с инвестиционной политикой управляющей компании.

Согласно Закону № 156-ФЗ паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом [2]. Поэтому нельзя сказать, что ВС не поддерживает применение пониженной ставки для всех юрлиц в принципе. 

При возникновении спорных ситуаций в части земельного налога, вопрос о наличии признаков предпринимательской деятельности рассматривается налоговыми органами и судами обязательно в совокупности с такими фактами как: вид земельного участка, его целевое назначение, характер использования, и так далее. Для применения пониженной ставки по земельному налогу налогоплательщику необходимо фактически использовать земельный участок в соответствии со смыслом, установленным законодателем [3].

Последствия этого решения ВС РФ для налогоплательщиков

Тренд стал более отчетливым. Как мы видим, для Коллегии довода Общества о правомерности применения пониженной ставки в отношении спорных участков в силу того, что они не осваиваются и на них не ведется какая-либо предпринимательская деятельность, было недостаточно.

Это не первое дело по отказу в применении пониженной ставки по Земельному налогу. Так ранее ВС указал, что факт принадлежности ИЖС-земли коммерческой организации исключает возможность применения пониженной ставки [4] . Позднее данная практика получила дальнейшее развитие. В частности, получило распространение практика проверки фактически использования земельного участка [5]. Налоговые органы ранее исследовали данный вопрос. Так в своем письме собирали подходы по порядку налогообложения земельных участков.[6]

Есть прямая практика подтверждающая возможность применения пониженной ставки. Суды отмечают, что пониженные ставки земельного налога по указанному основанию устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли [7]. Отдельно необходимо учитывать, что возможна ситуация, когда необходимо исчислять налог по двум ставкам. Такое дело уже было рассмотрено ВС РФ [8], по которому суд пришел к выводу, что земельный налог нужно считать по двум ставкам: пропорционально площади.

Кроме того, Минфин РФ и ФНС РФ солидарны в позиции, что в отношении земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" должна применяться ставка не превышающих 0,3%, независимо от их использования в предпринимательской деятельности.

Кроме того при выборе применимой ставки следует учитывать, что пониженная налоговая ставка в размере 0.3% действует в отношении следующих видов земельных участков:

  • Не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных/ предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также в отношении участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ;
  • Относящихся к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • Занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищного-коммунального комплекса (кроме доли в праве на участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилфонду и объектам инженерной инфраструктуры);
  • Приобретенных/предоставленных для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных/ предоставленных для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
  • Ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В отношении всех остальных категорий земельных участков предусмотрена максимальная налоговая ставка в размере 1.5%. Т.е. все, что прямо не подходят под данные правила, могут быть пересмотрены по ставке 1,5 %

***

[1] Правила доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом 10 недвижимости «Михайловский–инвестиционный», зарегистрированными в Центральном Банке Российской Федерации 27.05.2014 № 2821

[2] См. ст. 10 Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 19.12.2023) "Об инвестиционных фондах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2024)

[3] см. дела № А44-8188/2019, № А41-40455/2020, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N 301-КГ18-7425.

[4] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Cуда РФ от 28.03.2023 № 305-ЭС22-27530

[5] см. дела № А44-8188/2019, № А41-40455/2020, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N 301-КГ18-7425.

[6] Письмо ФНС России от 18.02.2022 N БС-4-21/1989@"О порядке налогообложения земельных участков в случае выявления при осуществлении муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства" (вместе с Письмом Минфина России от 17.02.2022 N 03-05-04-02/11500)

[7] см. дела № А41-63325/13, А41-8191/2014, А41-18574/2016, А41-90821/2016, А66-16992/2017

[8] определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Cуда РФ от 21.03.2023 № 305-ЭС22-24825 по делу № А41-88082/2021