Риски проведения допросов и опросов сотрудников организации

Риски проведения допросов и опросов сотрудников организации

Один из серьёзных и недооцененных организациями рисков, возникающих в ходе контрольных мероприятий налоговых органов или проверок правоохранительных органов, кроется в так называемом «человеческом факторе».

Именно показания сотрудников организаций зачастую становятся доказательствами существенно влияющими на суммы налоговых доначислений. При этом негативные последствия могут иметь показания как работников которые уволились с взаимными претензиями, так и по собственному желанию. Важное значение имеют показание действующего персонала в особенности руководящего уровня.

 

Проверка организации правоохранительными органами

Правоохранительные и налоговые органы имеют ресурсы для установления периода трудовой деятельности физического лица и его должности в интересующей организации. Также, контролирующие органы достаточно легко определяют, получал ли сотрудник в проверяемый период доход в иной организации, из иных источников, работал ли по совместительству в аффилированных компаниях и т.п.

Если в период проведения проверки сотрудник уже не осуществляет свою трудовую деятельность в данной организации, но в интересующий период состоял в штате, правоохранительные и налоговые органы вправе вызвать его к себе для проведения опроса или допроса.

В рамках проверки правоохранительные органы имеют право отправлять уведомление о явке для дачи пояснений всем лицам, которые, по мнению, правоохранительных органов могут прояснить интересующие их вопросы. В основном проверяющих интересуют те сотрудники, которые подписывали документы, имели руководящие должности и могли оказывать влияние на те или иные подразделения бизнеса.

После получения пояснений от руководящего состава и выяснения структуры бизнеса, правоохранительные органы начинают сбор пояснений с рядовых сотрудников в целях формирования доказательной базы.

Как правило, рядовые сотрудники, чтобы избежать ответственности, не подтверждают или даже опровергают данные ранее руководящим составом показания по тем или иным аспектам деятельности организации. Данное обстоятельство впоследствии трактуется сотрудниками правоохранительных органов, как противоречие в показаниях свидетелей и, с высокой долей вероятности, может привести к неблагоприятным для организации последствиям.

 

Особенности работы налоговых органов

В работе налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля прослеживается иная тенденция. Налоговый инспектор начинает вызывать к себе сначала рядовых сотрудников и тех, кто уже не трудоустроен.

Такой подход вызван тем, что по итогу анализа информации, полученной с помощью программного комплекса АСК НДС-2, налоговый инспектор уже имеет перечень косвенных доказательств тех или иных нарушений. Другими словами, налоговикам необходимы прямые доказательства отсутствия взаимоотношений с тем или иным контрагентом (свидетельские показания), а рядовые сотрудники зачастую не в курсе всех бизнес-процессов в организации, в результате чего дают, как правило, некорректные и компрометирующие показания.

Отдельно стоит отметить сотрудников, которые были уволены с конфликтом: данные лица изначально настроены недружелюбно и в отличие от других уволившихся сотрудников, которые могут сообщить о вызове предыдущему работодателю, наоборот, скорее, скроют данный факт и в ходе допроса в инспекции предоставят нужные налоговикам показания.


Базовые рекомендации

В целях минимизации рисков, связанных с допросами сотрудников, стоит обратить внимание на следующее:

  • конфиденциальная информация должна оставаться конфиденциальной: чем меньше лиц посвящено в детали работы организации–тем лучше;
  • не стоит оставлять рабочий компьютер без присмотра, а при перерывах в работе необходимо выходить из всех программ, в том числе корпоративной почты;
  • нельзя использовать на рабочем месте устройства помимо тех, которые находятся на балансе организации;
  • необходимо регулярно повышать юридическую грамотность сотрудников в контексте мероприятий правоохранительных и налоговых органов (данные тренинги целесообразно проводить под руководством практикующих в данных областях адвокатов);
  • целесообразно провести тренинг и контрольную работу с сотрудниками в целях моделирования их поведения при контрольных мероприятиях, проводимых правоохранительными и налоговыми органами;
  • важно донести до каждого сотрудника информацию о необходимости своевременного оповещения руководства при получении повестки о вызове на допрос;
  • необходимо разработать внутреннюю документацию, обеспечивающую сохранность информации и запрет на ее передачу при увольнении сотрудника;
  • также критично важно сохранять положительные взаимоотношения со всем персоналом, независимо от занимаемой каждым отдельным сотрудником должности.


Адвокаты Tax Compliance обладают многолетним опытом в спорах с налоговыми и правоохранительными органами и готовы поделиться с Вашими сотрудниками эффективной стратегией прохождения опросов и допросов с минимальными рисками для бенефициаров и бизнеса в целом.