Налогообложение доходов дистанционных сотрудников. Грядут перемены.

Что произошло?

Минфин России подготовил законопроект, который изменяет порядок налогообложения доходов дистанционных сотрудников, находящихся за пределами России (далее – «Законопроект»).  

В частности, Законопроект предлагает квалифицировать «вознаграждение и иные выплаты при выполнении дистанционным работником трудовой функции дистанционно по договору с работодателем, являющимся российской организацией (за исключением договора, заключенного с обособленным подразделением российской организации, зарегистрированным за пределами Российской Федерации), с обособленным подразделением иностранной организации, зарегистрированным на территории Российской Федерации» в качестве дохода, полученного от источника в России. 

Относительно целей Законопроекта Минфин России отмечает, что «основная цель предложенных изменений в Налоговый кодекс РФ   –  исключить практику неуплаты (оптимизации) НДФЛ с выплат дистанционным работникам, которые не получают статус налогового резидента ни в одном государстве или получают такой статус в низконалоговой юрисдикции. Это искусственно делает работу в России на российские компании – как в офисе, так и удаленно –  менее привлекательной по сравнению с такой же работой, но дистанционно за пределами страны».

Новые изменения могут вступить в силу с 1 января 2023 года. 

Что это значит для бизнеса?

В настоящее время физические лица, которые не являются российскими налоговыми резидентами, уплачивают НДФЛ только в отношении доходов от российских источников. При этом вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ признается доходом, полученным от источников за пределами РФ .

Фактически, вышеприведенное регулирование создает условия, при которых доход дистанционных сотрудников может вообще не облагаться НДФЛ (например, если дистанционный работник не приобретает налоговое резидентство другой страны).

В случае принятие Законопроекта дистанционные работники, уехавшие из России, будут обязаны платить НДФЛ: (1) по ставке 13% или 15% пока они остаются налоговыми резидентами России; (2) 30% - после утраты ими статуса налогового резидента России. 

Полагаем, что бизнесу следует оценить влияние положений Законопроекта на трудовые отношения с дистанционными сотрудниками и заранее подготовиться к возможным изменениям. 

_________________________________

[1] В 2022 году Минфин России уже подтверждал указанную правовую позицию, например в письме от 4 марта 2022 г. N 03-04-06/15886


Подпишитесь на наш Telegram-канал