Одной из самых актуальных тем на инвестиционном рынке в 2024-2025 году остается IPO: с текущей ключевой ставкой, привлечь сторонний капитал для финансирования крупных инвестиционных проектов за счет «кредитования» компании становится недоступной роскошью – проценты по кредитам (доходящие до 30% и выше) «съедят» даже самую высокую рентабельность. Ряд важнейших компаний может, конечно, рассчитывать на программы государственного субсидирования, однако, во-первых, в трудных для бюджета условиях они имеют свойство быстро заканчиваться, а во-вторых, не всякий налогоплательщик сможет на них рассчитывать.
В связи с этим, для финансирования инвестиций крупные компании все чаще обращаются к привлечению капитала через IPO – всегда выгоднее делиться прибылью, чем платить высокие проценты.
Однако, чтобы инвесторы «принесли» в компанию свой капитал, ей придется показать такие перспективы и «цифры», которые не оставят сомнений в перспективности компании как инвестиционного инструмента: ведь даже отнеся деньги в банк (с гарантией их возврата), условный инвестор получит 20 и более процентов годовых, а в рамках покупки доли в компании «возвратность» никто не гарантирует.
Не каждая компания сможет показать такие цифры сама по себе – зачастую, потребуется масштабный и комплексный проект, охватывающий как увеличение выручки и «захват» рынка, так и увеличение рентабельности за счет снижения расходов. В рамках последнего, приходится анализировать эффективность всех «расходных» статей – в том числе, и налоговую, что потребует построения эффективной структуры группы компаний.
Рост бизнеса редко бывает полностью прогнозируемым, и уж тем более редкая компания заранее разрабатывает юридическую структуру будущей группы: часто, под новые направления или регионы деятельности создаются отдельные юрлица или филиалы, а иногда, руководствуясь правовыми рисками, в рамках одного бизнес-юнита создается целый комплекс юрлиц. По мере роста группы, растет и количество внутригрупповых оборотов: где-то для финансирования расширения отдельных направлений возникают долгосрочные займы, где-то консолидация в рамках одной компании группы ряда специализированных функций приводит к появлению новых внутригрупповых услуг (IT, бухгалтерское или юридическое сопровождение, пользование интеллектуальной собственностью и т. п. ).
Несистематизированный процесс такого роста и появление широкого спектра «заплаточных» решений приводят к тому, что итоговая структура:
- Непрозрачна – механизм ее функционирования может быть понятен только тем, кто работает внутри нее;
- Неэффективна с точки зрения управления бизнесом, что тормозит процесс внедрения новых решений, увеличивает расходы на функционирование такой структуры и отрицательно влияет и на сам процесс операционного управления от головной компании до самых мелких бизнес-юнитов;
- Наконец, неэффективна с налоговой точки зрения:
- Во-первых, в таких структурах редко выдерживают общую методологию бухгалтерского и налогового учета, что приводит к возникновению «учетных» налоговых рисков и несогласованных подходов к отдельным операциям или группам сделок;
- Во-вторых, несистемный подход к организации движения финансовых потоков внутри группы (как финансирования, так и поднятия прибыли «наверх») часто приводит к возникновению повышенной налоговой нагрузки;
- В-третьих, часто имеются «перекосы» в налоговой нагрузке между отдельными компаниями или бизнес-юнитами, при которой у части компаний формируется крупный налоговый убыток, а у другой части формируется крупная прибыль, что приводит к завышенной налоговой нагрузке по группе в целом и невозможности использовать имеющиеся налоговые резервы;
Касательно резервов: часто интенсивный рост приводит к неосознанному игнорированию имеющихся в группе компаний способов уменьшения фискальной нагрузки, включая доступные налоговые льготы.
Подходя к IPO с такой структурой, даже при самом быстрорастущем и рентабельном бизнесе продемонстрировать интересные инвесторам показатели сложно – более того, даже оценить такую компанию и ее перспективы роста будет затруднительно.
Вместе с тем, выявление и устранение факторов налоговой «неэффективности» требует системного подхода. Подробнее о комплексе мер, направленных на повышение налоговой эффективности бизнеса, смотрите в материале нашего эксперта Ивана Цветкова в газете «Ведомости».
Популярное
- 23.12.2024
- 21.12.2024
- 20.12.2024
- 20.12.2024
- 19.12.2024