Позиция ФНС по акцизам на нефтепродукты в части смешения различных видов топлив


Согласно статье 181 НК РФ автомобильный бензин и дизельное топливо относятся к числу подакцизных товаров. При этом участвующие в производстве топлив присадки являются не подакцизными товарами. Авиационный керосин в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 181 НК РФ относится к подакцизным товарам. Однако согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 183 НК РФ освобождаются от налогообложения акцизами в том числе операции по реализации или передаче авиационного керосина. Таким образом, в процессе производства топлива, относящегося к подакцизным товарам, участвуют как подакцизные, так и не подакцизные товары, что всегда порождало у налогоплательщиков ряд вопросов о том, является ли произведенный ими в результате такого смешения товар подакцизным или не подакцизным, так как согласно пункту 3 статьи 182 НК РФ в целях исчисления акциза к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого статьей 193 НК РФ установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья. При этом статья 193 НК РФ содержит единую твердую ставку акциза для дизельного топлива, независимо от вида сезонности топлива, а в отношении автомобильного бензина ставка акциза предусмотрена в зависимости от класса. Следовательно, получая автомобильный бензин с более высоким октановым числом путем смешения автомобильных бензинов и присадок, того же класса, что и исходное сырье, ставка акциза на полученный продукт не превышает ставку акциза на продукт, использованный в качестве сырья. То же самое касается и дизельного топлива.

По вопросам смешения подакцизных и не подакцизных товаров при производстве топлив, в результате которого получается продукт с одним и тем же классом, одной и той же ставкой акциза, как и у продуктов, выступающих в качестве сырья, Минфин России до августа 2020 года рассматривал такие операции как не соответствующие требованиям пункта 3 статьи 182 НК РФ, о чем ведомство ранее высказывалось в письмах №03-07-06/40952 от 03.10.2013, №03-07-06/24461 от 27.04.2016, №03-13-08/64636 от 04.10.2017.

Однако с августа 2020 года в позиции ведомства появилось понятие объема произведенной продукции, под которым следует понимать ту часть смеси, которая соответствует условиям пункта 3 статьи 182 НК РФ, в частности, объект налогообложения акцизом возникает в части пропорции произведенного продукта, приходящейся на долю не подакцизных компонентов. Данная позиция Минфина России была озвучена в письме от 11.08.2020 №03-13-08/70101@, а затем и ФНС России письмом от 13.08.2020 №СД-4-3/13023@ довело данную позицию до сведения налоговых органов.

Аналогичным образом ФНС России в письме №СД-4-3/5330@ от 19.04.2021 об исчислении акциза на автомобильный бензин при смешивании автомобильного бензина с меньшим октановым числом и присадками для получения бензина того же класса, но с более высоким октановым числом, выразила свою позицию, основанную на том, что произведенный продукт является объектом налогообложения акцизом. В данном случае оговорки о том, что объект налогообложения акцизом возникает только в части пропорции произведенного продукта, приходящейся на долю не подакцизных компонентов, в письме ФНС не содержится.

Проанализировав письма Минфина, выпущенные до и после августа 2020 года, можно сделать следующий вывод в отношении налоговых периодов, начиная с 3 квартала 2020 года и по настоящее время:

- при смешивании дизельного топлива и авиационного керосина объект налогообложения акцизом возникает в части объема авиационного керосина, участвующего в процессе производства;

- при смешивании автомобильных бензинов и присадок для получения топлива того же класса, но с более высоким октановым числом, объект налогообложения акцизом возникает в части нового полученного топлива.

Учитывая новый подход налоговых органов к вопросу по исчислению акциза при производстве продуктов путем смешивания подакцизных и не подакцизных товаров, подобные операции признаются объектом налогообложения акцизами. Однако данная позиция Минфина России и ФНС России носит рекомендательный характер, а судебная практика по этой позиции еще не сформирована. При этом при рассмотрении вопроса налогообложения акцизами при производстве зимнего дизельного топлива ведомство рассматривает в качестве налоговой базы только долю произведенного продукта, приходящуюся на авиационный керосин, а в отношении присадок никаких комментариев нет. В то же время при рассмотрении вопроса налогообложения акцизами при производстве автомобильного бензина ФНС России не сделало исключение на объемы присадок, использованных в производстве.

Учитывая такую неоднозначную позицию ведомства, скорее всего данную норму могут закрепить на законодательном уровне путем внесения очередных поправок в НК РФ.

...

Ознакомиться с полным текстом статьи вы можете в СФЕРА НЕФТЬ И ГАЗ.


Подпишитесь на наш Telegram-канал