4 августа 2023 Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон от 04.08.2023 № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» (далее – Закон), который вступает в силу с 1 января 2024 года.
Закон предусматривает обязанность крупных компаний уплатить налог со сверхприбыли, который имеет статус налога разового характера. [1] Налог является федеральным и в полном размере подлежит зачислению в федеральный бюджет. [2]
Налогоплательщики
Налогоплательщиками признаются: [3]
1. Российские организации;
2. Постоянные представительства иностранных компаний;
3. Иностранные компании, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Указанные категории не уплачивают налог, если они были созданы после 01.01.2021 (за исключением случаев реорганизации). [4]
Налогоплательщиками не признаются: [5]
1. Организации, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства по состоянию на 31.12.2022;
2. Организации, осуществлявшие добычу углеводородного сырья в 2022 году;
3. Организации, осуществлявшие добычу угля в 2022 году;
4. Организации, совершающие операции по переработке нефтяного сырья и выпускавшие продукцию не менее 6 месяцев в 2022 году;
5. Организации, являющиеся участниками консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГН), в которой в 2022 году состояли организации, указанные в п. 2 и п. 4;
6. Организации, совершающие операции по переработке нефтяного сырья по состоянию на 31.12.2022 в адрес заказчиков, одновременно являющихся лицами, указанными в п. 2 и п. 4;
7. Производители сжиженного природного газа, осуществляющие экспорт по состоянию на 31.12.2022;
8. Российские организации, имеющие долю участия не менее 75% по состоянию на 31.12.2022 в организациях, указанных в п. 2 и п. 4;
9. Организации, являвшиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога непрерывно в 2018-2022 годы;
10. Организации без доходов от реализации за 2018-2019 годы;
11. Финансовые организации, к которым по состоянию на 01.01.2023 применены меры по предупреждению банкротства;
12. Организации-застройщики, реализующие проекты долевого строительства, не осуществлявшие выплату дивидендов в 2021-2022 годы.
Кроме того, Закон устанавливает специальные правила в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков:
Уплачивают налог самостоятельно:
- участники КГН, в состав которой в 2022 году входили организации, добывающие уголь (кроме самих добытчиков);
- организации, являвшиеся участниками КГН в 2018-2021 годы и (или) в 2022 году, но не по состоянию на 31.12.2022;
Уплачивают налог по всей КГН:
- организации, являвшиеся по состоянию на 31.12.2022 участниками КГН (за исключением указанных выше), лишь передают необходимую информацию ответственному участнику КГН, который, в свою очередь, исполняет обязанности налогоплательщика.
Объект налогообложения.
Объект налогообложения – сверхприбыль, которая представляет собой превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год. [6]
При этом для целей налогообложения не учитываются следующие доходы: [7]
- Прибыль контролируемых иностранных компаний;
- Прибыль участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений, полученная от осуществления деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта;
- Прибыль участников специального инвестиционного контракта, если другой стороной этого контракта является Российская Федерация;
- Доходы, полученные в виде дивидендов;
- Доходы, полученные по операциям с отдельными видами долговых обязательств;
- Доходы от операций по реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций;
- Доходы, полученные от международной холдинговой компании при использовании ею прав на объекты интеллектуальной собственности;
- Доходы, полученные международной холдинговой компанией в виде доходов от предоставления ею прав на объекты интеллектуальной собственности;
- Прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, связанной или не связанной с выполнением им функций.
Предусмотрены специальные правила определения средней арифметической величины прибыли за соответствующие годы для организаций, созданных в результате реорганизации: [8]
Слияние - определяется исходя из данных реорганизованных организаций, правопреемником которых является вновь созданная организация.
Разделение - определяется исходя из данных реорганизованной организации, правопреемником которой являются вновь созданные организации, в доле, определенной при разделении.
Присоединение - определяется с учетом данных присоединенной организации.
Преобразование - определяется исходя из данных реорганизованной организации, правопреемником которой является вновь созданная организация.
При определении прибыли учитываются перенесенные убытки прошлых налоговых периодов. [9]
Если налогоплательщик представил уточненные декларации по налогу на прибыль за 2021 год и (или) 2022 год, для расчета сверхприбыли принимаются уточненные данные. [10]
В случае доначисления налога на прибыль по результатам налоговой проверки прибыль за соответствующий год, включаемая в налоговую базу по налогу на сверхприбыль, увеличивается на произведение суммы доначисления налога на прибыль по результатам проверки и коэффициента 5. [11]
Порядок определения налоговой базы.
Налоговая база – денежное выражение сверхприбыли, которая представляет собой разницу между среднеарифметической прибылью за 2021-2022 годы и 2018-2019 годы. [12]
Налоговая база признается равной нулю в случае:
- если разница между прибылью за 2021-2022 годы и 2018-2019 годы отрицательна; [13]
- если среднее арифметическое прибыли за 2021 год и за 2022 год не превышает 1 млрд рублей. [14]
Если налоговая база превысила половину прибыли за 2022 год и при этом балансовая стоимость активов на конец 2021 года и 2022 года увеличилась по отношению к 2018 году и 2019 году сильнее, чем средняя арифметическая прибыль, то налоговая база признается равной половине прибыли за 2022 год. [15]
Налоговая ставка.
Налоговая ставка устанавливается в размере 10%. [16] Налог уплачивается не позднее 28.01.2024, [17] а его сумма исчисляется налогоплательщиками самостоятельно.
Однако сумма налога, подлежащая уплате, может быть снижена в два раза до эффективной ставки 5%, если перечислить обеспечительный платеж с 01.10.2023 по 30.11.2023.
Механизм реализации такого решения весьма необычен и осуществляется через институт налогового вычета:
- обеспечительный платеж признается налоговым вычетом, на который уменьшается подлежащая уплате сумма налога; [18]
- с 28.01.2024 сумма уплаченного обеспечительного платежа признается суммой уплаченного налога. [19]
Обеспечительный платеж не может превышать половину посчитанного по общим правилам налога на сверхприбыль. [20]
Стоит отметить, что в случае, если налогоплательщик обратится в налоговый орган с заявлением о возврате обеспечительного платежа, то налоговый вычет будет признан равным нулю. [21]
Таким образом, налогоплательщик будет вынужден уплатить налог по общей ставке – 10% от полученной сверхприбыли.
Налоговая декларация.
Налоговая декларация подается не позднее 25.01.2024. [22] Если налоговая база равна нулю, то декларация, в таком случае, не подается. [23]
Еще раз отметим, что в случае подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2021 год или 2022 год сумма налога на сверхприбыль подлежит расчету исходя из показателей уточненной декларации. [24]
***
По итогам изучения положений Закона можно сделать вывод, что плательщиками налога на сверхприбыль потенциально могут оказаться следующие компании:
- налогоплательщики, у которых прибыль приближается к 1 млрд рублей;
- участники инвестиционных проектов;
- налогоплательщики, имеющие убытки (в случае их оспаривания налоговым органом);
- налогоплательщики, применяющие льготные ставки по налогу на прибыль.
В этой связи бизнесом может быть рассмотрена возможность проведения мероприятий, направленных на снижение налога на сверхприбыль путем:
- проведения диагностики актуальных финансовых показателей компании и соответствия ряду предъявляемых законодательством критериев;
- выявления налоговых резервов по налогу на прибыль организаций, а также в случае их наличия реализации мероприятий, направленных на их учет;
- направление в адрес финансовых ведомств (Минфин России, ФНС России) запросов и получение официальных ответов относительно потенциально возможных спорных ситуаций и вопросов, возникающих при определении размера налоговой базы.
***
Компания Tax Compliance обладает обширным опытом в оказании услуг по выявлению налоговых резервов по налогу на прибыль (анализ расходов, не учитываемых для целей налогообложения, возможности применения льгот, возможности ретроспективного применения новых положений законодательства и позиций правоприменительной практики, создания резервов и т.д.).
___________________________________________________________________________________________________
[1] ст. 1 Закона
[2] ст. 7 Закона
[3] п. 1 ст. 2 Закона.
[4] пп. 2 и 3 п. 4 ст. 2 Закона
[5] п. 4 ст. 2 Закона
[6] п. 1 и 2 ст. 3 Закона
[7] п. 3 ст. 3 Закона
[8] п. 7-10 ст. 3 Закона
[9] п. 3 ст. 3 Закона
[10] п. 12 ст. 3 Закона
[11] п. 11 ст. 3 Закона
[12] п. 1 ст. 4 Закона
[13] п. 3 ст. 4 Закона
[14] п. 4 ст. 4 Закона
[15] п. 6 ст. 4 Закона
[16] ст. 5 Закона
[17] п. 1 ст. 7 Закона
[18] п. 2 ст. 6 Закона
[19] п. 2 ст. 7 Закона
[20] п. 3 ст. 6 Закона
[21] п. 5 ст. 6 Закона
[22] п. 1 ст. 8 Закона
[23] п. 3 ст. 8 Закона
[24] п. 12 ст. 3 Закона
Популярное
- 11.12.2024
- 10.12.2024
- 09.12.2024
- 06.12.2024
- 05.12.2024