Новые сроки по уплате налогов

Новые сроки по уплате налогов

Принятый 31 марта 2020 года Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ регламентирует внесение Правительством РФ существенных поправок в отношении многих процедурных действий налогового законодательства, в частности: по порядку приостановки или переноса на более поздний срок мероприятий налогового контроля, сроков по уплате налогов, представлению налоговых деклараций, изменения условий неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов. Новый закон строго регламентирует приоритет правительственных актов над нормами НК РФ. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 разработаны антикризисные меры, направленные для поддержания финансовой устойчивости налогоплательщиков субъектов малого и среднего бизнеса, а также компаний и ИП, задействованных в наиболее пострадавших от последствий пандемии отраслей экономики, перечень которых установлен правительственной комиссией по Постановлению от 03.04.2020 № 434. Остановимся на наиболее значимых налоговых поправках.

Представление налоговых и страховых каникул для отдельных категорий налогоплательщиков

При рассмотрении нововведенных мер по представлению налоговых каникул, необходимо разграничить сферу деятельности налогоплательщиков. Для компаний, входящих в перечень правительственной комиссии, а также относящимся к субъектам малого и среднего бизнеса, предусмотрена отсрочка по уплате налогов и взносов, срок перечисления в бюджет которых приходится на период до 1 мая. Данная мера предусматривает отсрочку на шесть месяцев уплаты налога на прибыль, налогов по спецрежимам УСН и ЕСХН, авансовых платежей по налогам (кроме НДС) за 1 квартал 2020. В отношении авансовых платежей по налогам за 2 квартал и первое полугодие 2020 года отсрочка составляет 4 месяца. Для индивидуальных предпринимателей данной отрасли также предусмотрена отсрочка уплаты НДФЛ за 2019 год на 3 месяца.

Для субъектов, входящих в перечень правительственной комиссии, но являющимися микропредприятиями, предусмотрена дополнительная поддержка в виде отсрочки по уплате страховых взносов, в том числе по страхованию от несчастных случаев за период с марта-май 2020 года -сроком до 6 месяцев, по выплатам в период с июня по июль 2020 года- на 4 месяца.

Представление отсрочки (рассрочки) платежей по налогам также предусмотрено для компаний, входящих в перечень правительственной комиссии, но в данном случае речь идет обо всех субъектах предпринимательства, а не только о малом или среднем бизнесе. Для получения отсрочки или рассрочки платежа достаточно выполнение одного из критерия: снижение доходов более чем на 10% (в том числе от операций, облагаемых по ставке 0%), получение убытка в 2020 году, в случае, если за предыдущие период убыток отсутствовал. Максимальные сроки по представлению отсрочки составляют от 3 месяцев до года, рассрочки —от 3 до 5 лет в зависимости от снижения показателей финансово-хозяйственной деятельности.

Правительство предусматривает упрощенную процедуру представления (отсрочки) рассрочки, не требующей представления документов залога, поручительства или банковской гарантии, если отсрочка планируется на срок менее 6 месяцев. При предоставлении отсрочки (рассрочки) не применяются запреты, ограничения и условия, установленные налоговым законодательством, в частности, если в отношении организации возбуждено уголовное дело в связи с нарушением законодательства о налогах и сборах, либо ведется дело по административному правонарушению в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенных платежей. В том числе, при представлении отсрочки(рассрочки) по налогам и авансовым платежам не предусмотрено начисление пеней, кроме случаев, когда по результатам налогового контроля будут выявлены нарушения условий для получения отсрочки (рассрочки) в части не корректности отраженных показателей финансово-хозяйственной деятельности заявителя.

Для стабилизации финансового положения данной категории налогоплательщиков также предусмотрена отсрочка за период с 01.04.2020 до 01.10.2020 по уплате арендных платежей по недвижимому имуществу, находящемуся в государственной и муниципальной собственности. Для получения отсрочки необходимо составить дополнительное соглашение с арендатором, предусмотрев следующие условия:

— задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 01.01.2021 и не позднее 01.01.2023 года;<\p>

— отсрочка представляется в размере ежемесячной арендной платы на срок действия режима повышенной готовности, и в объеме 50% арендной платы за соответствующий период со дня прекращения режима повышенной готовности (чрезвычайной ситуации) до 01.10 2020 года;

— штрафы и иные меры ответственности в связи с нарушением оплаты арендных платежей не применяются.

Ограничения по мероприятиям налогового контроля, по применению мер привлечения к ответственности за налоговые правонарушения

Правительством РФ в срок до 01 июня 2020 года продлеваются меры по некоторым процедурным действиям, изложенным в Приказе ФНС России от 20.03.2020 № ЕД 7-2/181@, в частности:

— не назначаются выездные налоговые проверки;

— приостанавливаются открытые выездные проверки, в том числе все действия по оформлению результатов проведенных налоговых проверок (вынесение акта, решения по результатам налоговой проверки);

— приостановление до 01 июня 2020 года назначения и проведения проверок соблюдения валютного законодательства, за исключением случаев, когда по уже начатым проверкам соблюдения валютного законодательства истекает срок давности для привлечения к административной ответственности;

— не выносятся решения о приостановлении операций по банковским счетам по ст. 76 НК РФ в случае непредставления налоговых деклараций;

— исключается привлечение налогоплательщиков к административной ответственности в случае неисполнение требований о представлении документации, необходимой для контроля правильности исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов в период с 01 по 31 мая 2020 г;

— увеличены предельные сроки по направлению требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов на 6 месяцев.

В том числе, согласно приказу ФНС России от 20.03.2020 № ЕД 7-2/181@ вышестоящим налоговым органам дано распоряжение осуществлять рассмотрение жалоб (апелляционных) жалоб по п.2 ст.140 НК РФ без участия заявителей.

Продление сроков по представлению документов и отчетности

— на 3 месяца продлены сроки по представлению налоговых деклараций по всем налогам (кроме НДС), бухгалтерской отчетности, срок подачи, которых приходится на март — май 2020 года. Таким образом, декларационная кампания по представленным декларациям 3-НДФЛ продлится до 30 июля 2020 года. Оплатить налог, исчисленный в декларации, необходимо до 15 июля 2020 года;

— до 15 мая продлены сроки по представлению деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам за 1 квартал 2020 года;

— на 3 месяца продлен срок представления заявления для проведения налогового мониторинга за 2021 год;

— на 3 месяца продлен срок по представлению банками информации о счетах нерезидентов за 2019 и предыдущие годы по запросу контролирующего органа;

— на 20 рабочих дней продлен срок представления по требованию налогового органа документации, необходимой для контроля правильности исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов, в случае если требование получено в период с 01 марта по 31 мая 2020 года. В том числе, продление срока представления документов предусмотрено в рамках камеральной налоговой проверки деклараций по НДС- на 10 рабочих дней.

Введение новых объектов налогообложения, а также изменение налоговых ставок с 2021 года

— предусмотрено включение в налоговую базу по НДФЛ по ставке 13% дохода физических лиц по процентам от вкладов в кредитных учреждениях. Формирование налоговой базы и соответственно — уплаты налога будет зависеть от размера ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на первое число налогового периода. Размер налоговой базы будет рассчитан исходя из величины превышения размера процентов, полученных налогоплательщиком, над суммой дохода, рассчитанного как произведение ключевой ставкой ЦБ РФ и 1 млн. руб. Указанные правила расчета не применяются для процентных доходов по счетам эскроу, а также по счетам в рублях, процентная ставка по которым не превышает 1 % годовых. По валютным вкладам проценты для расчета налога будут пересчитываться в рубли на день фактического получения дохода, поскольку доход в виде курсовой разницы не подлежит налогообложению.

— планируется пересмотр соглашений о применении льготного налогообложения, заключенных с офшорными юрисдикциями, для повышения налоговой ставки в размере 15 % по доходам в виде дивидендов, а также по доходам в виде процентов по долговым обязательствам, направляемых иностранным бенефициарам. Данная мера также направлена для исключения вероятности формирования схем по умышленной переквалификации сделок по внутрихолдинговым выплатам в целях получения незаконной налоговой экономии.

Разъяснения о налоговых последствиях при организации дистанционной работы

Многочисленные поправки в налоговое законодательство, равно как изменения организации трудового распорядка в компаниях в связи с пандемией, способствуют возникновению вопросов о необходимости регистрации рабочего места удаленного работника в налоговом органе как обособленное подразделение. Однако, данная позиция является ошибочной, поскольку место выполнения трудовой функции не признается обособленным подразделением согласно норм ст.209 ТК РФ. Указанные выводы также неоднократно разъяснялись в письмах Минфина России от 01.08.2011 № 03-02-07/1-269, от 28.07.2011 № 03-02-07/1-265. По возникающим вопросам о порядке налогообложения имущества, фактически не используемого из-за введенного режима дистанционной работы, на текущий момент налоговые преференции не введены. Налог на имущество платиться в общем порядке с объектов недвижимого имущества, учитываемых на бухгалтерском счете 01 и 03, вне зависимости от использования данных объектов в финансово-хозяйственной деятельности компании.

Таким образом, утвержденные антикризисные меры в отношении наиболее пострадавших отраслей экономики, позволят на время действия режима чрезвычайной ситуации поддержать финансовую стабильность компаний засчет отсрочки расходов по исполнению обязательств по налогам, расходов по аренде в период пониженного потребительского спроса. Однако, не исключено, что правительственный перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, равно как и меры, предпринятые в период режима чрезвычайной ситуации, в скором времени будут дополнены и расширены, ввиду недостаточности внутренних резервов у компаний для восстановления бизнеса. Правительством планируется довести объемы антикризисной поддержки малого и среднего бизнеса до 4-6% ВВП, в частности предусмотреть выплату субсидий для покрытия первоочередных нужд компаний особых экономических сегментов, а также предоставить дополнительную отсрочку по уплате налогов.