Эффективность мер господдержки бизнеса

Эффективность мер господдержки бизнеса

Налоговые льготы

Одна из основных мер поддержки бизнеса – отсрочка по уплате налогов и сборов, а также отсрочка по подаче налоговых деклараций (последнее – для всех налогоплательщиков).

  • Отсрочка по уплате налогов и взносов, срок перечисления в бюджет которых приходится на период до 1 мая (налоги по спецрежимам УСН и ЕСХН, авансовые платежи по налогам (кроме НДС) за 1 квартал 2020, налог на прибыль – на 6 месяцев, авансовые платежи за 2 квартал и первое полугодие 2020 года – на 4 месяца). На эту меру могут рассчитывать организации, входящие в перечень системообразующих, а также малый и средний бизнес (основной ОКВЭД которых совпадает с утвержденным Правительством РФ списком отраслей).
  • Системообразующие компании, которые не относятся к малому и среднему бизнесу, могут получить отсрочку меньше 6 месяцев по упрощенной процедуре – без залога, поручительства или банковской гарантии.

Проблем с получением налоговых преференций у пострадавших компаний не возникает, так как подробная информация о порядке и возможности получения налоговой отсрочки/рассрочки представлена на сайте ФНС России. Также сервис в автоматическом режиме позволяет по ИНН проверить соответствие всех критериев для получения субсидий субъектом МСП, ведущим деятельность в пострадавших отраслях. Важно, что редакцией ФЗ от 22.04.2020 № 121-ФЗ в п.п.60 п.1 ст.251 НК РФ внесены изменения, позволяющие не удерживать налоговому агенту НДФЛ с суммы указанной субсидии.

Арендные каникулы

Многие компании из-за фактического отсутствия выручки испытывают сложности с уплатой регулярных платежей. Для помощи в этой части властями предусмотрена отсрочка по аренде нежилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Отсрочка распространяется на период с 01.04.2020 до 01.10.2020 г. и предоставляется компаниям из наиболее пострадавших отраслей экономики (гостиничный бизнес, авиаперевозки и т.д.). Однако многие компании не могут в полной мере воспользоваться этой мерой, поскольку разработанными нормами не учтены некоторые аспекты финансово-хозяйственных взаимоотношений.

Так компании, являющиеся субарендаторами нежилых объектов государственной и муниципальной собственности, сталкиваются с проблемой получения отсрочки арендных платежей, поскольку эта мера не распространяется на операции аренды через посредников. Несмотря на то, что арендодатель является участником данной гражданско-правовой сделки (поскольку дает свое согласие на заключение договора субаренды для признания сделки действительной), он не может влиять на условия платежей между субарендодателем и субарендатором. До внесения поправок и уточнений в Постановление от 03.04.2020 № 439 данная проблема сохранится.

Снижение административного давления

В России традиционно довольно сильное административное давление на бизнес. В условиях кризиса такое давление особенно негативно сказывается на компаниях, поэтому было принято решение о приостановлении выездных налоговых проверок на срок до 01.06.2020 г.

В таком случае можно получить отсрочку представления документации и пояснений на максимальный период по общему правилу, направив ходатайство в рамках ст. 93 НК РФ. В текущих условиях завышение срока отсрочки обычно не влечет отказ в продлении, даже если на компанию не распространяются антикризисные меры. Налоговый орган признает обоснованным аргумент налогоплательщика о невозможности своевременно представить документы за предыдущий трехлетний налоговый период ввиду отсутствия доступа к первичной документации из-за установленного режима дистанционной работы.

Беспроцентные кредиты

Восстановление экономики во многом будет зависеть от активности кредитования бизнеса, поэтому правительством предусмотрена выдача беспроцентных займов на выплату зарплат для компаний, наиболее пострадавших от снижения потребительского спроса. Это необходимая мера, так как бизнес в условиях отсутствия спроса фактически не имеет поступления денежных средств, и кредиты – единственная возможность сохранить штат сотрудников и перезапустить все процессы.

К сожалению, на практике у многих компаний возникают проблемы с получением таких займов. В частности, это связано с требованием о наличии зарплатных проектов у конкретного банка (например, такое требование есть у Сбербанка и ВТБ), что обеспечило бы контроль за поступлением средств на счета сотрудников. Решение этой проблемы – в оформлении зарплатного проекта перед получением кредита, но банки нередко затягивают этот процесс.

Мораторий на банкротство

Стоит также отметить такую меру, как мораторий на банкротство сроком на 6 месяцев. Он действует в отношении системообразующих организаций и стратегических предприятий. Список этих организаций публикуется ФНС России.

Практических проблем с реализацией указанной антикризисной меры у компаний не возникает, так как сервис ФНС России позволяет в автоматическом режиме проверить критерии для распространения действий моратория или получить сведения о лицах, которым заявлено об отказе в применении данного права. Кроме того, информация о статусе компании в открытом доступе размещается на сервисах по проверке благонадежности контрагентов ( Контур- Фокус, Спарк и аналогичные).

В то же время эта мера, по сути, является отсрочкой, которую бизнес может использовать для стабилизации финансового положения и принятия мер по сохранению отношений с контрагентами. Но эффективность этой меры вызывает сомнения, так как кредиторы в этот период анализирует дебиторскую задолженность и принимают решение о подаче заявления о банкротстве после моратория. А при отсутствии выручки финансовое положение компании не улучшится, поэтому для многих это будет только отсрочкой фактического банкротства.

Эффективность мер

Во-первых, эффективность мер поддержки бизнеса напрямую зависит от размера выделенных на них бюджетных средств. Этот размер определяется на основе полученного ВВП, а российская экономика не занимает лидирующие позиции по уровню ВВП на душу населения, соответственно, и выделенных средств для быстрого выхода из кризиса просто недостаточно. Во-вторых, большую роль играет механизм реализации мер поддержки на практике. Так, основная проблема, с которой столкнулись компании, – это отсутствие оперативности по поддержке бизнеса банковским сектором. До недавнего времени возникали проблемы с получением беспроцентных кредитов из-за существенного количества направленных заявок и отсутствия контроля за фактическим использованием кредитных средств.

Для решения этой проблемы правительство ввело ежедневный мониторинг исполнения программы и расширило перечень кредитных учреждений для обработки заявлений по предоставлению беспроцентных кредитов по зарплатным проектам. В итоге многие компании были вынуждены сократить штат по причине отсутствия средств на выплату заработной платы. Стоит также отметить, что государством несвоевременно регламентирована мера по предоставлению компенсационных выплат в виде МРОТ для сотрудников пострадавших компаний, что усугубило проблему с безработицей в стране.

Анализ мер поддержки

Разработанные правительством антикризисные меры в целом соответствуют мировым тенденциям, в частности по представлению налоговых и кредитных каникул, выдаче беспроцентных кредитов и субсидий для компаний. Так, в Испании также перенесены сроки подачи налоговых деклараций, установлена рассрочка по уплате налогов и квот в систему социального страхования, действует льготное кредитование на уплату налогов, аренды, зарплаты сотрудникам и иных постоянных расходов.

Из российских мер, которых нет в большинстве развитых странах, стоит выделить отсрочку арендной платы федерального имущества для малого и среднего бизнеса. Но эту меру стоило бы дополнить помощью арендаторам коммерческой недвижимости, которые также испытывают сложности с выплатой регулярных платежей. Так, следовало бы сократить расходы пострадавших компаний по арендной плате частной недвижимости в период действия ограничительных мер. При этом не стоит забывать и об интересах арендодателей, которым в таком случае потребовались бы компенсационные выплаты для исключения потери доходов.

Прогноз на будущее

Стабилизация российской экономики зависит от разработки эффективных посткризисных мер. Падение потребительского спроса в условиях нестабильности в той или иной мере затронуло все отрасли экономики, поэтому меры государственной поддержки должны быть предусмотрены для всех субъектов экономической деятельности.

Для посткризисного восстановления и стимулирования внутреннего потребления важно продлить срок осуществления прямых выплат и льготного кредитования населения, устранить перебои в работе финансовых рынков. При этом не исключено, что после стабилизации экономической активности последует увеличение налоговой нагрузки за счет повышения налоговых ставок и введения новых объектов налогового администрирования.