Борьба с налоговыми правонарушениями ужесточается

Так, по данным Следственного комитета, количество уголовных дел по налоговым преступлениям за 10 лет увеличилось на 150%. Поговорим о том, как государство внедряет новые меры по пресечению налоговых схем, и о том, какие ужесточения произошли за последний год. 

Главные изменения 2021 году

В 2021 году ФНС объявила о ряде изменений в законодательстве для усиления налогового контроля. Так, с 1 июля расширены полномочия инспекций по аннулированию деклараций. Документ могут признать недействительным по нескольким причинам:

  • при отсутствии полномочий на подписание;
  • при недостоверности сведений о подписавшим декларацию лице;
  • в случае дисквалификации подписанта.

Последнее относится к лицам, которые лишены права занимать руководящие должности в качестве административного наказания.

Также с 1 июля инспекции чаще смогут проводить повторные проверки при заявлении НДС к возмещению и уменьшении суммы налога к уплате. В таком случае предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления обязательных платежей на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением ранее исчисленной суммы налога.

В марте 2021 года ФНС опубликовала письмо о применении статьи 54.1 НК РФ. Служба систематизировала практику применения данной нормы, ограничивающей свободу налогоплательщиков в налоговом планировании, и выработала для бизнеса рекомендации по снижению налоговых рисков.

В письме описан механизм налоговой реконструкции — инструмента, с помощью которого компании могут учесть расходы и применить вычет по НДС, даже если инспекция установит, что сделку исполнило не указанное в документах лицо. ФНС также обобщила разрозненные рекомендации по проведению процедуры должной осмотрительности.

Планы ФНС: какие отрасли находятся в зоне риска

До конца 2021 года контрольное управление ФНС планирует реализовать проекты по уменьшению количества схем уклонения от уплаты налогов. Для этого будет развиваться взаимодействие с Федеральной таможенной службой для усиления контроля за перемещением товаров через границу и уплатой таможенного НДС. Кооперация служб будет осуществляться главным образом по аналитическому направлению — путем синхронизации баз данных о ввозимых товарах, их стоимости и сторонах трансграничных сделок. В плане работы ФНС на 2021 год особое внимание уделено контролю за собираемостью налогов в сфере грузоперевозок.

До конца 2021 года запланирован ввод в АИС «Налог-3» дополнительных инструментов анализа. При помощи нового ПО ФНС рассчитывает повысить качество автоматизированного контроля за полнотой отражения выручки. Ожидается, что весь доступный в АИС «Налог-3» функционал будет использоваться к 2024 году.

Помимо этого, управление досудебного урегулирования введет ПО «Налоговые споры» для повышения эффективности работы с налогоплательщиками.

ФНС активно развивает направление предпроверочного анализа. На ежеквартальной основе проводится контрольно-аналитическая работа о применении норм налогового кодекса о взаимозависимых лицах, а контроль за поступлением в бюджет НДС осуществляется непрерывно благодаря системе АСК «НДС-2».

Стремление к максимальной автоматизации налогового контроля связано с планами ФНС по уменьшению общего числа налоговых проверок в пользу побуждения налогоплательщиков к добровольной доплате налогов.

Так, по данным ФНС за 2020 год, 50% всех доначислений поступило от добровольного уточнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств по рекомендациям налоговых органов, выявивших недоимку по итогам контрольно-аналитической работы.

В некоторых регионах России доля поступлений от добровольного уточнения превышает среднее значение по стране. Например, в Калужской области в 83% случаев доплаты налогов в бюджет производились не по итогам проверки, а через добровольное уточнение. В Краснодарском крае доля составляет 69%.

5 тенденций, о которых важно знать бизнесу

  • Активная работа ФНС по обобщению данных о налогоплательщиках и их сделках минимизирует вероятность, что налоговая схема или правонарушение не будут выявлены.
  • Выездные налоговые проверки лишь в 1% случаев могут не повлечь доначисления; в 99% случаев проверка выявит недоимку.

Чтобы не допустить этого, советуем вам проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов, избегать рискованных моделей налогового планирования, самостоятельно проводить налоговый due diligence и следовать рекомендациям налоговых органов о добровольном уточнении налоговых обязательств, если проблемные контрагенты все же были задействованы в бизнесе.

  • Увеличение частоты и расширение объема межведомственного и международного взаимодействия.

Снижается вероятность того, что налоговые органы не узнают о подконтрольных иностранных компаниях, об открытых в зарубежных банках и других финансовых организациях счетах, о реальных бенефициарах иностранных структур. Рекомендуем своевременно подавать в налоговые органы установленные законом уведомления во избежание штрафов.

  • Углубление понимания налоговыми органами трансграничных операций, финансовых инструментов и методов ценообразования.

Привычные модели налогового планирования, формы расчетов и подходы к структурированию групп компаний, которые традиционно используются для минимизации налоговой базы, теряют свою актуальность. Следует отслеживать актуальные тенденции в судебной практике по налоговым спорам и своевременно отказываться от инструментов, которые суды признают нарушающими законодательство.

  • Общемировая тенденция на обеление налоговой базы.

Развитие двустороннего обмена между государствами и поддержка инициатив международных организаций, таких как ОЭСР, делает невыгодным использование низконалоговых юрисдикций. Если коммерческая необходимость все же вынуждает прибегать к введению иностранных элементов в корпоративную структуру, нужно ответственно подойти к подтверждению реальности существования иностранных компаний (подтвердить substance) и делегировать им существенные для бизнеса функции.

Подпишитесь на наш Telegram-канал