Налоговый мониторинг. Что нужно знать, чтобы получить преимущества для компании

Налоговый мониторинг. Что нужно знать, чтобы получить преимущества для компании

Если цифровизировать выездные налоговые проверки, можно высвободить ресурсы налоговой и не отвлекать от работы сотрудников компании. Для этого механизм контрольных мероприятий заменяют системой налогового мониторинга. Компании, которые перешли на налоговый мониторинг, предоставляют ФНС прямой доступ к данным учета и первичным документам в онлайн-режиме. Для этого они интегрируют свое программное обеспечение с системой «Налог-3». Инспекторам не нужно назначать отдельную проверку, чтобы убедиться, корректно ли компания рассчитала и уплатила налог. 

Присоединиться к системе можно добровольно 

На налоговый мониторинг переходят не все налогоплательщики. Компании делают это добровольно (п. 3 ст. 105.26 НК). К началу 2024 года к системе налогового мониторинга присоединились 569 организаций. ФНС планирует, что количество участников будет ежегодно увеличиваться на 20 процентов. Такую цель регулятор указал в Концепции развития и функционирования системы налогового мониторинга, которую Правительство утвердило распоряжением от 21.02.2020 № 381-р (далее — Концепция развития налогового мониторинга). Однако есть и исключения. В обязательном порядке на налоговый мониторинг переходят участники соглашений о защите и поощрении капиталовложений (п. 7.1 ч. 8 ст. 10 Федерального закона от 01.04.2020 No 69‐ФЗ). Как взаимодействуют такие организации и власти, определили в Федеральном законе от 01.04.2020 № 69‐ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». 

Обязательные показатели. Чтобы перейти на налоговый мониторинг, компания должна соответствовать определенным критериям. Налоговая оценит размер доходов организации, стоимость ее активов, сумму уплаченных налогов. Эти показатели проверяют, когда компания подает заявление. При этом данные берут за предыдущий год. Если все подходит, то с начала следующего года можно пользоваться системой. 

Рассмотрим на примере. Компания собирается перейти на налоговый мониторинг в 2026 году, тогда по результатам 2024 года необходимо достичь определенных финансовых показателей. В частности, сумма доходов должна составлять не менее 800 млн руб., стоимость активов — не менее 800 млн руб., а сумма уплаченных налогов — не менее 80 млн руб. Ранее мы комментировали данные изменения в материале издания «Коммерсантъ».

ФНС планирует провести полную автоматизацию 

Налоговая намерена увеличивать долю автоматических процедур в налоговом мониторинге не менее чем на 20 процентов ежегодно. Увеличить объем автоматизации возможно, если компании будут глубоко интегрировать свои информационные системы с АИС «Налог-3». Сделать это возможно с помощью сервисов автоматизированного обмена информацией, которые предложила ФНС. 

Всего на текущий момент ФНС опубликовала 29 сервисов, каждый из которых предусматривает отправку в ведомство различной информации или документов организации в строго определенном формате. Найти их можно на официальном сайте ведомства по ссылке nalog.gov.ru. 

Специальные рабочие группы. Чтобы подготовиться к интеграции информационных систем и тестировать ее, ФНС создает с организациями специальные рабочие группы, актуальная информация о которых представлена на сайте налоговыймониторинг.рф. Как участники налогового мониторинга, так и компании, которые планируют переход, могут подать заявку о вступлении в рабочую группу. Так появится возможность оперативно получать консультации и поддержку от ФНС в том, как реализовать сервисы интеграции с АИС «Налог-3». 

Участники должны использовать специальное ПО 

Чтобы раскрыть данные учета и взаимодействовать с налоговой, компании используют различные способы. 24 процента участников налогового мониторинга предоставляют прямой доступ в учетную систему организации, например, 1С:Бухгалтерия, SAP ERP и др. Есть компании, которые взаимодействуют через телекоммуникационные каналы связи — их 6 процентов. Около 70 процентов участников системы используют отдельное программное обеспечение — аналитическую витрину данных. 

Учетные системы. У учетных систем не всегда достаточно функций, чтобы налоговая служба легко получала данные компании. Кроме того, в ней обычно не получается управлять объемом сведений, которые может увидеть ФНС. Иногда такой функционал в принципе невозможно реализовать или для этого понадобятся существенные ресурсы компании, которые несопоставимы с затратами на внедрение витрины данных.

Телекоммуникационные каналы связи. По телекоммуникационным каналам связи организация отправляет в налоговый орган только отдельные документы. Такой способ взаимодействия применялся, когда налоговый мониторинг только появился. Новые участники налогового мониторинга его применять не могут, а текущие его пользователи должны перейти на доступ к учетной системе или витрину данных до 2026 года. 

Витрина данных. С помощью витрины данных можно продемонстрировать налоговую отчетность, регистры, проводки, первичные документы и иную информацию в соответствии с требованиями ФНС. Такое комплексное IT-решение бизнес подстраивает под свои нужды и адаптирует к тем информационным системам, которые уже использует. Загружать и определять объем раскрытия информации можно самостоятельно. Таким образом компании смогут контролировать, какую информацию и в какой форме они раскрывают перед регулятором. 

Витрину данных можно интегрировать сразу с несколькими информационными системами компании и дополнять новыми модулями или функциями уже в процессе эксплуатации. Так бизнес может адаптироваться к новым требованиям налоговой и снизить нагрузку на сотрудников. 

Команда Tax Compliance разработала собственную Витрину данных. Наш IT-продукт Tax Review предлагает современный и технологичный подход работы с налоговым органом.

Чтобы внедрить витрину данных, компании понадобится от шести месяцев до года, поскольку ее нужно адаптировать к формату информации, которую загружает компания. Это включает в себя организацию структуры раскрытия налоговой отчетности, интеграцию с электронным архивом документов и с АИС «Налог-3». Кроме того, необходимо обучить сотрудников и подготовить их к новым рабочим процессам. В результате организация сможет взаимодействовать с налоговой по принципу «одного окна». Сотрудники будут тратить меньше времени и ресурса на те же задачи. 

Законодатель мотивирует присоединиться к системе 

Государство заинтересовано в налоговом мониторинге, поскольку это позволяет контролировать все операции налогоплательщика и значительно упрощает выявление факта неуплаты налогов. Законодатель дополнительно мотивирует бизнес, чтобы тот перешел на налоговый мониторинг и раскрыл данные учета, первичные документы. Для этого участникам налогового мониторинга предоставляют преимущества по сравнению с общим режимом налогового контроля. 

Компании не платят штрафы и пени. Если регулятор выявит, что компания не уплатила налоги, организация будет гасить только сумму недоимки. Дополнительных санкций для участника налогового мониторинга нет (подп. 3п. 7 ст. 75, подп. 3 п.1 ст. 111 НК). Между тем, если в рамках обычной налоговой проверки выявится недоимка сразу за три года, сумма пеней может быть значительной (п. 4 ст. 75 НК). Организация, которая присоединяется к системе налогового мониторинга, существенно сокращает расходы на погашение налоговых доначислений. 

Открытый для проверки период в рамках налогового мониторинга — менее двух лет. При обычной налоговой проверке проверяемый период может превышать три года. То есть если организация допустила недоимку, то может узнать о ней и о суммах доначислений с пенями больше чем через три года (п. 4, 6, 8 ст. 89 НК). Поэтому компании часто учитывают имеющиеся налоговые риски и формируют специальные резервы, чтобы гасить возможные доначисления. 

Если компания перешла на налоговый мониторинг, то ФНС проводит проверку в течение календарного года и следующих девяти месяцев. Например, налоговые декларации за 2023 год инспекторы смогут проверять до 1 октября 2024 года. Для участников налогового мониторинга открытый для проверки период значительно сократили (п. 5 ст. 105.26 НК). 

ФНС разъяснит, как рассчитывать налоги. Участник налогового мониторинга может запросить у налоговой разъяснение, как рассчитывать налоги для сделок, которые уже прошли или только в планах. Компания будет уверена, что правильно рассчитывает налоги и верно трактует новые положения НК. Если организация запросит у налоговой та¬кое мотивированное мнение, то она будет обязана его применить. В отличие от разъяснений информационного характера, которые публикуют Минфин и ФНС, мотивированному мнению обязаны следовать и компания, и налоговый орган. Это позволяет заранее согласовать с налоговой службой позицию по неоднозначным вопросам. Участник налогового мониторинга может быть уверен, что такую позицию не будут оспаривать (п. 7 ст. 105.30 НК). 

Компания выстроит систему самопроверки. Это неочевидное преимущество налогового мониторинга. Чтобы присоединиться к системе, организация должна выстроить внутренний контроль и проверять правильность расчета и уплаты налогов. Перечень выполняемых сотрудниками проверочных процедур согласуется с ФНС до момента перехода на налоговый мониторинг и далее регулярно актуализируется. 

Уменьшается нагрузка на сотрудников. В процессе адаптации компании к новому формату взаимодействия с налоговой и автоматизации рабочих процессов можно перераспределить зоны ответственности среди персонала. Это снизит нагрузку отдельных сотрудников и повысит эффективность общей работы. Кроме того, больше не понадобится передавать документы в налоговую на бумаге. Взаимодействовать с ФНС компания сможет онлайн в режиме «одного окна». 

Также читайте расширенную версию материала в журнале «Корпоративный юрист»