Ранее газета «Ведомости», опираясь на источники в компании, сообщила, что цифровая платформа «Яндекс Такси» будет уплачивать налог на профессиональный доход (НПД) за всех своих самозанятых исполнителей. Налоговый консультант Tax Compliance Екатерина Копылова в материале издания проанализировала данную инициативу в контексте возможных законодательных изменений.
Возможно ли реализовать такую инициативу без внесения изменений в законодательство?
Строго говоря, возможность платформы выступать налоговым агентом для привлекаемых исполнителей с учетом действующего регулирования зависит от статуса конкретного исполнителя (ИП, физлицо без статуса ИП либо самозанятый), а также того, каким образом оформляются договорные отношения (напрямую между заказчиком и исполнителем без формального участия платформы либо между исполнителем и платформой плюс платформой и заказчиком). Так, например, если договор оказания услуг заключен между физическим лицом без статуса ИП или самозанятого и платформой, российской организацией, то обязанность удержать НДФЛ и страховые взносы в соответствующем размере прямо предусмотрена законом. Другое дело, если работать с самозанятыми или ИП, они сами обязаны составлять отчетность, исчислять и платить налоги со своих доходов.
Однако похоже, что даже без закрепления статуса налоговых агентов в отношении платформ, фактически многие компании уже реализовали отдельные элементы функции налогового агента и даже позиционируют это как конкурентное преимущество для исполнителей, использующих такую платформу. Так, на официальных сайтах компании указывают на возможности автоматического формирования чеков, составления актов или даже полной интеграции с приложением для самозанятых «Мой налог» в партнерстве с ФНС России.
Как потенциальное введение налогового агентирования платформ соотносится с режимом самозанятости?
В настоящий момент возможность передачи самозанятыми своих обязанностей по исчислению и уплате налога на профессиональный доход на произвольного заказчика или любое другое лицо, включая платформы, где они находят заказы, не предусмотрена. Вместе с тем соответствующий федеральный закон устанавливает для самозанятого возможность делегировать реализацию установленных прав и исполнение обязанностей операторам электронных площадок и (или) кредитным организациям, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами посредством специального ПО [1].
Интересно, что режим самозанятости вводился как максимально простой в использовании получателями дохода. Так, приложение «Мой налог», его интеграция с крупнейшими банками, позволяющая автоматически формировать чеки, установление единого налога (НПД) вместо нескольких различных платежей, отсутствие обязанности по формированию отчетности (деклараций) и уплате страховых взносов должны были послужить достаточной базой для того, чтобы самозанятые могли следить за своим налоговым статусом и платить налоги без вмешательства нанимающих их лиц. Предполагалось, что и заказчикам так будет выгоднее и проще работать в части административной нагрузки.
Но, видимо, все сводится к добросовестности и максимизации удобства для самозанятых, которые все же предпочитают избегать взаимодействия с государственными органами, включая фискальные, даже посредством приложения с удобным интерфейсом, что вполне объяснимо.
Какие трудности при реализации законодательной инициативы могут возникнуть?
Судя по всему, практика исполнения электронными площадками налоговых обязательств фрилансеров довольно распространена и становится нормой. Поэтому уточнение правового регулирования, включая порядок возложения на них обязанностей информационного обмена с уполномоченными органами и ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, вполне назрело.
Также можно предположить, что государство уже рассматривает самозанятых как полноценный источник доходов государственного бюджета, о чем может свидетельствовать, в том числе, значительное число зарегистрировавшихся в данном статусе и объем их доходов (более 12 млн по состоянию на конец 2024 года по данным ФНС).
В связи с этим нельзя исключать, что налоговое бремя и налоговый контроль в отношении этой группы налогоплательщиков со временем будут расти. Так, например, появилась информация об опросах Счетной палаты на связанную тему.
В этом контексте взаимодействие проверяющих с более профессиональными участниками рынка, такими как операторы цифровых платформ, выглядит вполне ожидаемо и оправдано.
[1] Часть 3 статьи 3 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Популярное
- 03.02.2025
- 01.02.2025
- 31.01.2025
- 29.01.2025
- 27.01.2025