В статье издания «Юрист компании» руководитель направления налоговой практики ТС Алексей Станчин разобрал ключевые поправки и предложения в рамках будущей налоговой реформы.
Проект с поправками в НК сейчас в Госдуме. Заработать новые правила должны с 2025 года.
Повышение порогов для применения УСН, расширение количества ИП и организаций, которые вправе переходить на УСН
Что было раньше:
Порог перехода на УСН для организаций составляет 112,5 млн. руб. доходов (с учетом ежегодного увеличения на коэффициент-дефлятор) по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
Количество сотрудников ИП и организации, которые заявляют о переходе на УСН, не должно превышать 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), а остаточная стоимость основных средств не должна превышать 150 млн. руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Порог ежегодного дохода для сохранения права на применение УСН составляет 200 млн. руб. (п. 4, 4.1 ст. 346.13 НК РФ).
Что будет:
Порог перехода на УСН для организаций повышается с 112,5 млн. руб. до 337,5 млн. руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
Порог количества сотрудников для перехода на УСН повышается со 100 человек до 130 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Порог остаточной стоимости основных средств повышается со 150 млн. руб. до 200 млн. руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Порог ежегодного дохода для сохранения права на применение УСН повышается с 200 млн. руб. до 450 млн. руб. Если сумма ежегодного дохода превышает 450 млн. руб., налогоплательщик теряет право на применение УСН (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).
У организаций на УСН появляется обязанность уплачивать НДС
Что было раньше:
Организации и ИП не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, как налоговыми агентами и по договору простого товарищества (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Что будет:
От НДС освобождаются только те организации и ИП на УСН, сумма доходов которых не превышает 60 млн. руб. за один календарный год (ст. 145 НК РФ).
Порядок уведомления об освобождении от НДС при этом изменений не претерпевает.
Если превышает 60 млн. руб. – платят налог по новым пониженным ставкам НДС (п. 8 ст. 164 НК РФ):
- 5% – если сумма дохода от 60 млн. руб. до 250 млн. руб.;
- 7% – если сумма дохода от 250 млн. руб. до 450 млн. руб.
Если сумма ежегодного дохода превышает 450 млн. руб., налогоплательщик теряет право на применение УСН (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). НДС уплачивается по стандартной ставке – 20 %.
Введение понятия «дробление бизнеса», нормативное закрепление амнистии по дроблению бизнеса
Что было раньше: понятие «дробление бизнеса» не закреплено законом.
Что будет:
Вводятся понятия «дробление бизнеса» (разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов) и «добровольный отказ от дробления бизнеса» (исчисление и уплата налогов лицами, применяющими дробление бизнеса, в размере, определенном в результате консолидации доходов и (или) других показателей).
Амнистия по дроблению бизнеса касается налоговых периодов 2022-2024 гг., добровольный отказ от дробления бизнеса возможен в 2025 и 2026 гг.
Вступление в законную силу решений по результатам налоговых проверок дробления бизнеса за 2022-2024 гг. приостанавливается после вступления в силу закона об амнистии. Налогоплательщику дают время, «испытательный срок», чтобы добровольно отказаться от дробления бизнеса:
- Если в 2025-2026 гг. налогоплательщик добровольно отказался от дробления – все недоимки, пени, штрафы снимаются ретроспективно за 2022-2024 гг.
- Если дробление бизнеса выявлено снова, то налогоплательщик привлекается в ответственности и за 2022-2024 гг., и за 2025-2026 гг.
Новая прогрессивная шкала ставок НДФЛ
Что было раньше: 2 базовые ставки НДФЛ для налоговых резидентов – 13 %; и 15 % с доходов, превышающих 5 млн. руб. в год.
Что будет:
- 13 % – если налоговая база за год ≤ 2,4 млн. руб. (т. е. 200 тыс. руб. в месяц);
- 15 % – если налоговая база за год составляет от 2,4 млн. руб. до 5 млн. руб.;
- 18 % – если налоговая база за год составляет от 5 млн. руб. до 20 млн. руб.;
- 20 % – если налоговая база за год составляет от 20 млн. руб. до 50 млн. руб.;
- 22 % – если налоговая база за год превышает 50 млн. руб.
Для ряда доходов устанавливается «усеченная» прогрессивная шкала НДФЛ:
- по доходам от продажи имущества, по подаренному имуществу, по страховым выплатам по договорам страхования и пенсионному обеспечению, по дивидендам, по процентам, по операциям с цифровыми финансовыми активами и производными финансовыми инструментами, с ценными бумагами, с долями в ООО, – два порога: 13 % (не более 2,4 млн. руб.) и 15 % (свыше 2,4 млн. руб.) (п. 1.1 ст. 224 НК РФ);
- по доходам участников СВО – два порога: 13 % (не более 5 млн. руб.) и 15 % (свыше 5 млн. руб.) (п. 1.2 ст. 224 НК РФ).
Вводятся ограничения на льготу по НДФЛ при реализации акций (долей) долгосрочного владения
Что было раньше:
Освобождаются от налогообложения доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в п. 2 ст. 284.2 НК РФ, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет (абз. 1 п. 17.2 ст. 217 ).
Что будет:
Реформа предполагает ограничение права на применение налоговых преференций в виде освобождения от НДФЛ при долгосрочном (более 5 лет) владении ценными бумагами и долями участия в уставном капитале, если соответствующие доходы превышают 50 млн. руб. за налоговый период.
Норма п. 17.2 ст. 217 НК РФ дополняется исключением: освобождение от НДФЛ не применяется в отношении размера части налоговой базы, превышающей 50 млн. руб.
Кроме того, теперь льгота ограничена только налогоплательщиками-резидентами: освобождаются от налогообложения «доходы, получаемые налогоплательщиком, признаваемым налоговым резидентом РФ» (абз. 1 п. 17.2 ст. 217 НК РФ).
Очень сильно ограничит некоторые возможности по структурированию бизнеса или как минимум произойдет удорожание сделок М&A.
Изменение порядка расчета фиксированной прибыли КИК
Что было раньше: фиксированная сумма прибыли устанавливается в размере 34 000 000 рублей (2021 и последующие годы) вне зависимости от количества контролируемых иностранных компаний у одного контролирующего лица (п. 2 ст. 227.2 НК РФ).
Что будет: за налоговые периоды начиная с налогового периода 2025 года фиксированная сумма прибыли устанавливается в следующих размерах:
- в случае, если налогоплательщик, перешедший на уплату налога с фиксированной прибыли, является контролирующим лицом одной КИК, – 27 990 000 рублей;
- двух КИК, – 52 718 000 рублей;
- трех и более КИК – увеличивается на 22 727 300 рублей за каждую последующую КИК (п. 2 ст. 227.2 НК РФ).
Теперь некоторым будет выгоднее отказаться от данной модели, так как основной мотив был платить налог, не отягощая себя административной нагрузкой по выполнению правил КИК. Так как многие эти компании убыточные или прибыль Кик была сильно меньше указанной фиксированной прибыли.
Повышение ставки налога на прибыль до 25%
Что было раньше: базовая ставка налога на прибыль – 20%, из которых 3% – ставка налога для федерального бюджета, а 17% – для бюджетов субъектов РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Что будет:
Базовая ставка налога на прибыль повышается до 25%.
Ставка налога для бюджетов субъектов РФ остается прежней (17%). Ставка налога для федерального бюджета повышается до 8% (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Сокращение льгот по налогу на прибыль для IT-компаний
Что было раньше: налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 0 % в 2022-2024 гг. для аккредитованных российских IT-компаний (п. 1.15 ст. 284 НК РФ).
Что будет:
В 2025-2027 гг. ставка налога на прибыль повышается до 5%:
- 5% – по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет;
- 0% – по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ.
Введение федерального инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль
Что было раньше: аналогов нет, в НК РФ будет введена новая статья, ст. 286.2 НК РФ.
Что будет:
Норма «рамочная», лишенная конкретики: согласно законопроекту, Правительство РФ на уровне Постановлений будет определять категории налогоплательщиков, которые могут применять вычет; категории объектов основных средств и нематериальных активов, к которым применяется вычет; порядок и условия применения вычета; порядок определения величины вычета (п. 3 ст. 286.2 НК РФ).
Новый вычет применяется к основным средствам и амортизируемым нематериальным активам в размере не более 50 % первоначальной стоимости этих амортизируемых активов (п. 4 ст. 286.2 НК РФ).
Новые ставки налога на имущество организаций для недвижимости стоимостью свыше 300 млн. руб
Что было раньше: недвижимость кадастровой стоимостью свыше 300 млн. руб. облагается налогом на имущество организаций по общим ставкам, не выше 2,2 % (п. 1 ст. 380 НК РФ).
Что будет:
Вводится новая норма, согласно которой в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровой стоимостью свыше 300 млн. руб. налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,5 % (п. 1.3 ст. 380 НК РФ).
Изменения в акцизах на спирт для фармацевтических компаний
Что было раньше: подакцизным товаром признавался только «этиловый спирт» (пп. 5 п. 1, пп. 5 п. 4 ст. 179.2 НК РФ).
Что будет:
Предусмотрено признание подакцизными товарами фармацевтической субстанции спирта этилового, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов, не включенных в соответствующий Перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и фармацевтической субстанции спирта этилового.
Ставка акциза на фармацевтическую субстанцию спирта этилового, отгружаемую производителям фармацевтической продукции, получившим в налоговом органе соответствующее свидетельство, аптечным и медицинским организациям, установлена в размере 0 рублей.
Произведенные и реализованные лекарственные средства, лекарственные препараты, признаваемые подакцизными товарами, освобождаются от налогообложения при условии исчисления акциза при приобретении (оприходовании) фармацевтической субстанции спирта этилового, использованной для их изготовления.
Кроме того, от налогообложения освобождаются аптеки, изготавливающие по рецептам лекарственные препараты, признаваемые подакцизным товаром.
Освобождение по УСН от НДС возможно, если налогоплательщик не использует подакцизный товар. Отсутствие налогообложения по акцизу или 0% ставка – это не отсутствие использования подакцизного товара в обороте, поэтому возможно, что некоторым налогоплательщикам предстоит перестроить свой ассортимент или структуру.
Популярное
- 11.12.2024
- 11.12.2024
- 10.12.2024
- 09.12.2024
- 06.12.2024