Налоговые льготы в IT-индустрии: реалии и перспективы

Налоговые льготы в IT-индустрии: реалии и перспективы

Для применения льгот по налогу на прибыль и страховым взносам IT-компания должна соответствовать следующим критериям: наличие госаккредитации; среднесписочная численность сотрудников – не менее 7 человек; доходы от IT-деятельности (продажа собственного ПО и услуг по его сопровождению) должны составлять не менее 90%. 

Ключевое условие для применения льготы по НДС – программа должна быть включена в реестр отечественного ПО. При этом из-под действия указанных льгот законодатель вывел IT-компании, осуществляющие рекламную деятельность или деятельность в качестве интеграторов.

В марте 2022 г. государство в ответ на экономические санкции анонсировало дальнейшие налоговые послабления для IT-отрасли. В частности, Указом от 2 марта 2022 г. № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» Президент РФ постановил принять меры, в том числе направленные на: 

  • установление для IT-компаний «нулевой» ставки по налогу на прибыль до 2024 г.2;
  • расширение списка компаний, которые смогут претендовать на налоговые льготы (по налогу на прибыль и страховым взносам). В частности, предлагается распространить соответствующие льготы на компании, получающие доходы от распространения (размещения) рекламы или осуществляющие деятельность в качестве интеграторов (то есть выполняющие работы по адаптации, установке, внедрению, тестированию и поддержке не принадлежащего им отечественного ПО);
  • освобождение аккредитованных IT-компаний от налогового и валютного контроля на срок до трех лет.

Кроме того, есть основания полагать, что круг получателей налоговых льгот будет дополнительно расширен за счет включения в него компаний-маркетплейсов.

Ожидается также, что в текущем году законодательство будет дополнено льготами, анонсированными3 в рамках «второго» пакета мер поддержки IT-отрасли, в частности:

  • ускоренная амортизация. Льгота предполагает введение повышенного коэффициента амортизации (коэффициент 3) для приобретаемого отечественного ПО, – то есть списывать затраты в расходы можно будет быстрее. Предполагается, что воспользоваться льготой можно будет с 2023 г.;
  • затраты с повышающим коэффициентом. Предусматривается возможность учета затрат на приобретение российского ПО и оборудования в сфере искусственного интеллекта с применением повышающего коэффициента 1.5;
  • инвестиционный налоговый вычет. Данная льгота предполагает возможность учета затрат на внедрение российского ПО и оборудования в рамках инвестиционного налогового вычета, – то есть при соблюдении определенных условий такие расходы можно будет вычесть непосредственно из суммы налога, а не налоговой базы.

Как показывает статистика (по итогам 9 мес. 2021 г.), «налоговый маневр» в IT-отрасли обеспечил рост дополнительных налоговых поступлений на 48 млрд руб. и рост объема реализации IT-компаниями их решений и услуг (свыше 1,14 трлн руб. и рост на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.). При этом важно отметить, что государство не исчерпало запас мер, которые могут способствовать развитию отрасли. Например, в настоящий момент указанные льготы, как правило, не могут применять компании-агрегаторы или компании, получающие выручку от использования ПО иными способами.

Вместе с тем эффективность налоговых льгот во многом зависит от конкретных законодательных формулировок, действий правоприменителей и общей экономической обстановки. Например, «налоговый маневр» в IT-отрасли породил большой круг вопросов по поводу категорий получателей таких льгот, а также вызвал необходимость квалификации IT-терминологии для целей налогообложения. В связи с этим контролирующие и профильные госорганы были вынуждены направлять разъяснения относительно применения новых положений законодательства. Так, Минфин России выпустил письмо от 18 декабря 2020 г. № 03-07-07/111669, в котором привел конкретные виды деятельности IT-компаний, подпадающие под действие льгот; ФНС России опубликовала ответы на точечные вопросы (Письмо от 18 декабря 2020 г. № СД-4-3/20902@ «О налоговом маневре в IT-отрасли»), а Минцифры России в Письме от 27 января 2022 г. № П11-2-05-200-3571 разъяснило значения специальных терминов («адаптация» и «модификация»), используемых в законодательстве.

Правоприменители также контролируют желающих воспользоваться доступными льготами. Например, в деле в отношении АО «Лаборатория Касперского» (№ А40-158523/2020) суды поддержали позицию налогового органа по вопросу возможности квалификации выполненных работ в качестве НИОКР для целей применения повышающего коэффициента к соответствующим затратам. 

Учитывая изложенное, следует предположить, что применение объявленных льгот может быть сопряжено с различными сложностями. Поясним на примере предложения об освобождении IT-компаний от налогового контроля. Законодательство (п. 4 ст. 89 НК) позволяет налоговым органам проводить выездные налоговые проверки за три года (то есть в 2022 г. можно проверить период 2019–2021 гг.). Означает ли предложенная льгота, что по истечении трехлетнего срока налоговые органы не смогут провести выездную налоговую проверку за прошедший период? Этот, а также масса других вопросов (например, о возможности направлять требования в адрес IT-компаний и проводить иные контрольные мероприятия) пока остаются открытыми.

Полный текст материала читайте по ссылке