Обзор режима налогового мониторинга

Обзор режима налогового мониторинга

В настоящий момент более 30 стран мира перешли или переходят от традиционных методов налогового контроля к подходу, основанному на принципах прозрачности, доверия и сотрудничества – режим «расширенного взаимодействия». В России в качестве такого режима с 2015 года действует режим налогового мониторинга («НМ») – добровольный режим налогового контроля за крупными налогоплательщиками, заменяющий обычные налоговые проверки предоставлением налоговому органу онлайн доступа к учетным данным компаний.

Организации имеют право перейти на НМ при выполнении ряда условий:

  • 100 млн. – годовая сумма налогов и страховых взносов в год;
  • 1 млрд. руб. – годовая сумма доходов;
  • 1 млрд. руб. – стоимость активов;
  • Соответствие Системы внутреннего контроля (СВК) Требованиям ФНС России[1].

Для перехода на НМ необходимо до 1 сентября представить в налоговый орган Заявление вместе с пакетом документов в соответствии с Требованиями ФНС России.

Рассмотрим ключевые преимущества налогового контроля в форме налогового мониторинга:

  • Публичное и официальное признание Компании как надежного и ответственного налогоплательщика – имиджевая составляющая.
  • Освобождение от проведения выездных и камеральных налоговых проверок в течение периода налогового мониторинга (за исключением случаев, предусмотренных п. 1.1. ст. 88 и п. 5.1. ст.89 НК РФ).
  •  Возможность запроса мотивированного мнения, исполнение которого освобождает налогоплательщика от штрафов и пеней. Ошибки и нарушения, выявленные налоговым органом в процессе налогового мониторинга, также в обязательном порядке доводятся до налогоплательщиков посредством мотивированного мнения с целью предоставления возможности исправления ошибок.
  • Возможность заключения Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) – новом методе государственной поддержки крупных инвесторов.
  • Развитие и доработка Системы внутреннего контроля для целей налогового мониторинга в последствии может быть использована для развития общей системы внутреннего контроля в организации.
  • Снижение трудозатрат на сопровождение налоговых проверок вследствие минимизации налоговых споров и претензий.

К наиболее существенным ограничениям относится соблюдение Требований ФНС России к организации системы внутреннего контроля и организации информационного взаимодействия (что может требовать высоких трудозатрат, в частности, на автоматизацию (доработку) системы ведения бухгалтерского и (или) налогового учета, подключение к витрине данных и т.д.), а также сохранение возможности налоговых проверок по вопросам трансфертного ценообразования.

Одним из ключевых этапов подготовки для вступления в налоговый мониторинг является проверка (оценка) готовности организации к вступлению. Переход на налоговый мониторинг предъявляет повышенные требования к налогоплательщику в части рисков, контролей, IT-систем и их данных. Создается необходимость раскрытия налоговому органу информации о спорных вопросах налогообложения, повышения вероятности выявления (обнаружения) налоговых рисков и в целом прозрачности для налоговых органов. Параллельно необходимо организовать расширенный информационный обмен с налоговым органом – данные передаются чаще и в большем объеме, при этом один из способов информационного взаимодействия – предоставление налоговому органу доступа в учетную систему. В связи с этим при подготовке к налоговому мониторингу возникают следующие типичные вопросы:

  • Какие области бухгалтерского и налогового учета требуют перепроверки перед принятием решения о переход на налоговый мониторинг? Каков уровень автоматизации процессов учета и подготовки отчетности
  • Что и как раскрывать налоговому органу? Какие изменения потребуются в текущих процессах и системах?
  • Какие методологические вопросы, не разрешенные в ходе налоговых проверок, требуют урегулирования?
  • Что можно сделать самостоятельно, а что с помощью подрядчика? Как аналогичные вопросы решаются другими компаниями?

Все вышеизложенное ставит организацию перед фактом необходимости проведения оценки готовности к вступлению в налоговый мониторинг. Такая оценка, как правило, проводится внешним независимым налоговым консультантом. 

Дальнейшие шаги включают в себя:

  • Подготовку дорожной карты по вступлению в налоговый мониторинг.
  • Подготовку документов для вступления в налоговый мониторинг, в том числе:
  • заявление о проведении налогового мониторинга;
  • регламент информационного взаимодействия;
  • сведения о взаимозависимых лицах;
  • учетная политика для целей налогообложения;
  • документы о системе внутреннего контроля;
  • представление заявления о переходе на налоговый мониторинг и документов в налоговый орган;
  • последующую реализацию выбранного способа информационного взаимодействия.

По мере проведения этих шагов, налоговый орган проводит оценку заявления и предоставленных документов, после чего принимается решение о проведении налогового мониторинга. При выявлении недоработок/несоответствий необходимо у организации есть два месяца на их устранение, при этом рекомендуется провести предварительную оценку требуемых ресурсов и трудозатрат.

В течение периода проведения налогового мониторинга, организация обязана ежеквартально подавать отчетность о рисках и контрольных процедурах в формате, предусмотренном Требованиями ФНС России. Для корректного и, при этом, детального документирования рисков и контрольных процедур, организация должна применять методики (подходы) к выявлению и оценки рисков искажения налогового учета и отчетности, а также правила документирования контрольных процедур. Данные компоненты являются неотъемлемой частью системы внутреннего контроля, а такие методики (подходы) могут быть отражены в документах о системе внутреннего контроля.

 Очевидно, что налоговый мониторинг приобрел свою популярность и только продолжит распространение на больший круг налогоплательщиков, развитие, совершенствование и автоматизацию его механизмов. На текущий момент режим представляет наименее конфликтный и наиболее эффективный способ взаимодействия налогоплательщика и налогового органа.

Компания Tax Compliance активно наблюдает за текущим развитием практики режима и готова предложить комплексное сопровождение организации при переходе на налоговый мониторинг.

_________________________________

[1]Приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля», Приказ ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».