Минфин совместно с Росфинмониторингом, Банком России и ФНС доработали проект Постановления Правительства РФ, которым уточняется порядок актуализации информации о налоговом резидентстве, ранее полученной Организацией финансового рынка (ОФР) от своих клиентов.
В сообщении подчеркивается, что данные каналов дистанционного обслуживания ОФР не будут являться основанием для автоматического признания/непризнания клиента налоговым резидентом того или иного государства, а будут лишь основанием запросить у клиента обновление информации. Руководитель направления налоговой практики ТС Алексей Станчин прокомментировал для РБК перспективы работы нового механизма.
Эффективность механизма и возможные риски
В плане эффективности, согласно имеющимся многочисленным материалам налоговых проверок, можем говорить, что в настоящий момент инфраструктура банков нацелена на решение немного иных задач.
Исходя из нашего опыта, чаще всего банки предоставляют в налоговые органы информацию лишь о способах авторизации клиентов в банке. Авторизация происходит по логинам и паролям, которые получают банковские клиенты при открытии личного кабинета. При этом, как показывает практика, в большинстве случаев банки не располагают информацией о МАС-адресах своих клиентов, а в некоторых случаях банкам даже не известны актуальные номера телефонов своих клиентов. Такой вывод можно сделать из предоставляемых банками ответов на требования налогового органа.
Также ориентируясь на ответы банков на требования, можно сделать вывод, что в налоговый орган они преимущественно предоставляют данные об IP-адресах, c которых осуществлялся доступ в банк клиента-пользователя, но степень детализации варьируется от банка к банку. Кроме того, наши эксперты пока не встречали в ответах указание на то, является ли адрес статическим или динамическим, что также влияет на возможность определить резидентство.
Таким образом, на данный момент из располагаемой у нас информации и данных, банковская актуализация не подменит учет дней резидентства, осуществляемый паспортным контролем. Это обусловлено тем, что банковская информация о статусе резидента основывается на косвенных факторах, которые могут быть оспорены представлением доказательств перемещения.
Также стоит отметить, что в настоящий момент с учетом геополитической ситуации часть пользователей перешла на карты зарубежных банков, что также снижает эффективность обмена информацией между банками и налоговым органом. Но если же российские карты вновь будут приниматься за рубежом, то эффективность взаимодействия банков и налогового органа в части определения статуса резидента сможет повыситься.
Влияние нового механизма актуализации на работу ФНС
Из анализа имеющихся сообщений, механизм актуализации через банки является поводом для запроса данных у налогоплательщика. Это следует из постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2018 № 693 «О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)». Актуализация информации поможет банкам, выступающим в роли налоговых агентов, корректно определять сумму налоговых платежей.
Можем предположить, что как только банки будут по своим внутренним каналам получать информацию об изменении статуса резидента, то соответствующая информация будет направляться в налоговый орган.
Отдельно отметим, что пока неизвестно, будет ли информация ИНФС об автоматическом определении резидентства доступной для проверки самим налогоплательщиком или будет осуществлён обмен данными исключительно между налоговым органом и банками.
Популярное
- 07.03.2025
- 06.03.2025
- 06.03.2025
- 05.03.2025
- 04.03.2025