В преддверии 2025 года были приняты поправки в Федеральный закон «О рекламе». Одобренный закон вводит отчисления за распространение рекламы в интернете и начнет действовать с 1 апреля 2025 года. Руководитель направления налоговой практики Tax Compliance Алексей Станчин проанализировал нововведения в материале «ЭЖ-Юрист».
Кому теперь необходимо уплачивать данные отчисления?
Плательщиками, в соответствии с законом, признаются рекламораспространители и операторы рекламных систем, которые занимаются распространением в интернете рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей рекламы, находящихся на территории РФ.
Размер отчислений или ставка
Размер отчислений составляет 3% от базы для расчета.
База расчета – аналогия налоговой базы?
Под базой для расчета, в соответствии с законом, понимается доход, полученный в течение квартала рекламораспространителями или же операторами рекламных систем. При этом закон не уточняет, что именно подразумевается под доходом для целей исчисления обязательного платежа – выручка или прибыль.
Момент признания дохода
Закон не устанавливает момент признания дохода от распространения рекламы для целей обложения его обязательными отчислениями. Проводя аналогию с налоговым законодательством, можно говорить о том, что закон не устанавливает по какому методу (кассовому или же начисления) признавать доход.
Исчисление платежа
При этом, исходя из текста закона, не ясно, будет ли исчисление происходить по аналогии с земельным, имущественным и транспортным налогом для физических лиц, или же плательщики будут самостоятельно осуществлять исчисление платежа
Администрирование и контроль
Мониторинг полноты и своевременности уплаты обязательных отчислений будет осуществляться Роскомнадзором.
Исходя из того, что пока что еще не понятно, что именно подразумевается под доходом, можно предположить, что Роскомнадзор не будет обладать достаточными сведениями для самостоятельного исчисления соответствующих отчислений.
Обязанность по несению обязательств плательщика за иного лица – аналогия налогового агента?
Особого внимания заслуживает то, что российский рекламодатель (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо), заключивший договор на распространение рекламы в интернете с иностранным юридическим лицом (иностранным гражданином, лицом без гражданства), признается лицом, на которое возложены обязанности по исчислению и удержанию из денежных средств, выплачиваемых иностранцу, обязательных отчислений. В таком случае у российского рекламодателя возникает обязанность проинформировать иностранца о перечислении в бюджет обязательных отчислений.
Проводя аналогию с налоговым законодательством, можно сделать вывод, что указанная схема по своей сути очень напоминает обязанность налогового агента. Главным отличием является то, что агентом по налогу на прибыль или агентом по НДС не может являться физическое лицо, что отличается от агентирования при отчислении за распространение рекламы в интернете.
Подводим итоги
По результатам анализа закона заметно, что отчисления за распространения рекламы по своей сути и содержанию похожи на налог, так как в законопроекте определены общие условия установления налогов и сборов в соответствии со ст. 17 НК РФ. Ожидать ли теперь соответствующие изменения в налоговом законодательстве? На этот вопрос пока ответа нет.
При этом некоторые вопросы, связанные с отчислением за распространение рекламы, окончательно не урегулированы. Видны пробелы, связанные с возможным отсутствием в составе разработчиков лиц из ведомств, отвечающих за налоги.
Команда Tax Compliance продолжит следить за развитием законодательства в сфере рекламы.
Популярное
- 22.01.2025
- 21.01.2025
- 20.01.2025
- 16.01.2025
- 03.01.2025